Рождество Пресвятой Богородицы — начало нашего спасения

21 сентября Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и  Приснодевы Марии.

Рождество Богородицы открывает новый церковный год.   Вся история Нового Завета начинается с появления на свет маленькой девочки, которую назовут Престолом Бога, которая станет той Дверью, через которую явится Спаситель Мира Христос. Это праздник торжества милости Божией, прославления праведных родителей Пресвятой Марии, исполнения самых несбыточных надежд.

В этот день на рубеже Ветхого и Нового Заветов родилась Преблагословенная Дева Мария, которая была от века предназначена Божественным Промыслом явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы Церковь установила в IV веке. События, отмечаемые в этом празднике,  сохранило Предание.

Родителями Девы были праведные Иоаким и Анна. Святые супруги оставались долгие годы бездетными, так как Анна была неплодная.  Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи. Поэтому Иоаким и Анна – люди безукоризненно чистые, праведные и святые – терпели несправедливые поношения от своих соотечественников, укорявших их тем, что за грехи Бог лишил их потомства. Глубоко страдая от своего бесчадия, они в течение многих лет молились о том, чтобы Бог даровал им дитя. Достигнув старческих лет, они все же не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно.

Однажды ко дню обновления храма Иоаким вместе со всеми соотечественниками принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но архиерей по имени Иссихар отверг его приношение, укорив его бесплодием: «Господь ради каких-нибудь тайных грехов твоих отнял от тебя Свое благословение».

Эти слова очень опечалили Иоакима. Он ушел из храма посрамленным и униженным. Праздник превратился для него в день печали, и, не возвращаясь домой, Иоаким ушел в пустыню. Сорок дней праведный старец плакал, постился и молился, взывая к Богу, чтобы отняты были от него позор и нарекания, чтобы даровано было ему в старости чадо.

Тем временем, узнав об оскорблении, нанесенном мужу, неутешно плакала Анна и, чтобы скрыть от домашних свою скорбь, ушла в сад. Там, под лавровым деревом, с глубокой верой на милость Божию, принесла она Ему свои слезные молитвы, прося послать ей в старости радость чадородия. И вдруг ей явился ангел Господень и сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».

Ангел повелел Анне идти в Иерусалим, предсказав ей, что мужа своего она встретит у Золотых ворот.

Ангел Божий явился и праведному Иоакиму в пустыне и сказал: «Господь принял твои молитвы: жена твоя родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».

Супруги, встретившись, принесли благодарственные жертвы в храме Божием и возвратились домой с твердой верой в исполнение обетования Господа. Через 9 месяцев у Анны родилась Дочь, которую счастливые родители назвали Марией, что означает «госпожа, надежда». Чистейшая и благословеннейшая,  выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения, наша заступница пред Богом. О рождении Девы радовались небо и земля. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благо-словение первосвященников, священников и всех людей за то, что удостоился благодати Божией.

Святая Церковь с древних времен празднует 9 декабря (ст.ст.) зачатие Пресвятой Богородицы и  справедливо называет Иоакима и Анну Богоотцами,  потому что от Пресвятой их Дочери родился Иисус Христос.

Бездетный брак – испытание для любой семьи. Иногда, кажется, не остается надежды вымолить долгожданное дитя. Старец Паисий Святогорец в таком случае говорил: «Рождение детей зависит не только от человека. Оно зависит от Бога. Видя, что у супругов, испытывающих затруднения в связи с рождением детей,  есть смирение, Бог может не только дать им ребенка, но и сделать их многодетными! Многим людям Бог не дает детей для того, чтобы возлюбив детей всего мира как собственных, они помогли их духовному возрождению. А в других случаях Бог не дает супругам детей, чтобы пристроить какую-нибудь сиротку».

Супруги должны всецело довериться Богу. Усердная молитва, участие в богослужениях, церковных Таинствах, исповедь – незаменимая духовная терапия. Кто кается и стремится преодолевать свои грехи, тот приближает к себе всесильную благодать Божию. Но Господь заботится, прежде всего, о спасении души. И если для этого человеку необходимо реализоваться, прежде всего,  на поприще материнства или отцовства, то ребенок обязательно родится. Нередко в определенный момент времени Господь как бы «запечатывает» чрево, оберегая женщину от непосильных трудностей в будущем. «Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и вино твое, и воду твою; и отвратит от вас болезни. Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным», — таково обетование Всевышнего (Исх.23, 25-26).

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы – великое утешение для бездетных супругов. Священное Предание Церкви и опыт верующих свидетельствует, что заступничество святых Иоакима и Анны помогает молодым людям найти друг друга, создать семью, хранить мир и согласие, совет и любовь!

Сейчас в средствах массовой информации много говорят о наследственности, придавая ей какой-то высший смысл. Но есть еще и другая наследственность – духовная. Сколько поколений людей должно было пройти, чтобы на древе человечества вырос изумительный и благоуханный цветок – Пречистая Дева и Всесвятая Мать!

Рождество Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. О Ее рождении содержится много предсказаний в ветхозаветных пророчествах и прообразах.