Рождество Христово
«… В те дни, — свидетельствует Святое Евангелие, — вышло от Августа кесаря повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сирией. И пошли все записаться в свой город…» В город Давидов — Вифлеем из Назарета пришла Дева Мария со старцем Иосифом. «И наступило время родить Ей. И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2, 1-7)
День и месяц рождения Спасителя в Евангелиях не указаны, потому не сразу не сразу была назначена дата празднования этого события. Иоанн Златоуст первый ввел этот праздник в Антиохии в 386 или 387. Василий Великий поручил Григорию Богослову установить это празднование на Константинопольском соборе.
О празднике Рождества Христова впервые упоминается у Климента Александрийского, который относит его к 6 (19) января под именем Богоявления. В Западной Церкви он с древних времён праздновался 25 декабря. Празднование в этот день Рождества Христова окончательно установлено Церковью с IV века. В V веке для этого праздника были написаны священные песнопения.
В восточных Церквах Иерусалима, Антиохии, Александрии и Кипра праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения Господня 6 января под общим названием Богоявления (празднование Рождества вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца 4 в., в других вплоть до 6 в. Армянская Церковь до сих пор празднует Рождество Христово 6 января, соединяя его с празднованием Крещения). В 4 в. равноапостольная царица Елена построила храм на месте Вифлеемской пещеры, прославленной рождением Христа.
Вся литургическая жизнь Церкви неразрывно связана с юлианским церковным календарём. Этого календаря по сей день твёрдо держится Русская Православная Церковь, а также монастыри Святой горы Афон, Православные Церкви Иерусалима, Грузии, Сербии и часть Болгарии. Поэтому мы празднуем Рождество Христово 25 декабря именно по старому стилю, что соответствует 7 января по новому.
Как праздновать Рождество
Вновь над миром слышится ангельская песнь, возвещающая о рождении Спасителя, вновь таинственный свет Вифлеемской звезды ласково приглашает всех нас к Торжеству мира и радости.
Много веков прошло с той великой ночи. И поистине эта радость коснулась всего мира и каждого человека. Ею жил, живёт и будет жить весь христианский мир. Эту радость небесную в течение веков проповедует Церковь Христова и всех нас зовет в эти священные дни словами блаженных пастырей, первых свидетелей Рождества Христова: «прейдем до Вифлеема» (Лк. 2, 15). «Станем праздновать, — говорит на этот праздник святой Григорий Богослов, — не пышно, но божественно; не по-мирски, но премирно; не наш праздник, но праздник Того, Кто стал нашим, лучше же сказать, праздник нашего Владыки». «Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе».
Перед Праздником Церковью установлен пост — особое время покаяния и молитвы. Утруждённое мирскими утехами сердце человека очищается, а богослужение переносит в те спасительные дни, когда и мы вместе с пастырями и волхвами совершаем путь в мысленный Вифлеем, дабы погрузиться в благоговейное созерцание Божественного Младенца.
А после службы — Рождественская трапеза, без излишеств и озорства, чтобы сохранить в душе огонёк благодати и радости, который мы принесём в другие дома, к нашим родным и близким славя Христа. И как свеча загорается от свечи, так от чистого, искреннего сердца загорится дивный свет Веры, Надежды и Любви!