Прощеное воскресение

Последний воскресный день перед началом Великого поста имеет несколько названий. Первое — Неделя cыропустная, дано в связи с тем, что в этот день последний раз христиане вкушают молочные продукты. Но чаще всего можно услышать другое наименование — Прощеное воскресенье.

История возникновения

Название «Прощеное воскресенье» связано с древней монашеской традицией. Перед тем как разойтись в пустынные местности на период Четыредесятницы, египетские монахи примирялись друг с другом — как в последний раз. Действительно, некоторые из них уже больше не встречались, погибая в сложных для жизни условиях. В этот день Церковь вспоминает изгнание Адама из рая. Синаксарь (сборник объяснений и описаний празднуемого события, предназначенный для чтения за богослужением) напоминает о том, почему Святые Отцы выделили эту историю: «Первая заповедь Бога к людям была о благородстве поста, но Адам, не сохранив эту заповедь и уступив чреву, не только богом не стал, но и смерть на себя навлек и всему роду своему передал пагубу». Значение В Неделю сыропустную на Литургии читается фрагмент о прощении из Евангелия от Матфея (Мф 6:14–21). В нем Христос призывает прощать тех, кто обидел нас, чтобы и Отец Небесный простил нас; не поститься напоказ и творить добрые дела, чтобы наследовать жизнь вечную с Богом. Таким образом Церковь дает последние краткие указания перед вступлением в Великий пост. В этих словах Спасителя выражена основа поста. Апостол Павел в Послании к Римлянам, часть из которого мы слышим в этот воскресный день (Рим 13:11–14:4), подчеркивает, что христианину не до́лжно осуждать тех, кто не постится или постится иначе, чем он сам. Следить надо именно и только за собой: «Кто ест, не унижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим 14:3). Главный Судья для каждого — это Сам Бог. Только Ему решать, кого оправдать, а кого осудить. Перед постом через богослужебные тексты мы обращаемся к истории грехопадения. Вспоминаем, чего были лишены из-за духовного невоздержания прародители Адам и Ева, а вместе с ними все человечество. Одно из песнопений Вечерни наиболее ярко напоминает нам об этом, призывая к покаянию, то есть изменению своего бытия в сторону жизни со Христом:

Церковнославянский текст: Се́де Ада́м пря́мо рая́, и свою́ наготу́ рыда́я пла́каше: увы́ мне, пре́лестию лука́вою увеща́нну бы́вшу и окра́дену и сла́вы удале́ну! Увы́ мне, простото́ю на́гу, ны́не же недоуме́нну! Но о раю́, ктому́ твоея́ сла́дости не наслажду́ся: ктому́ не узрю́ Го́спода и Бо́га моего́ и Созда́теля: в зе́млю бо пойду́, от нея́же и взят бых. Ми́лостиве ще́дрый, вопию́ Ти: поми́луй мя па́дшаго.

Русский текст: Сел Адам напротив рая и свою наготу, сетуя, оплакивал: «Увы мне, обману лукавого поверившему, и ограбленному, и от славы удаленному! Увы мне, по простоте обнаженному и ныне недоумевающему! Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; ибо в землю отойду, из которой и был взят. Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: Помилуй меня падшего!».

Богослужебные особенности

В субботу вечером последний, третий раз мы услышим покаянный 136-й псалом «На реках вавилонских». Вечером в воскресенье совершается Чин прощения, который постепенно из монастырей распространился и в городские храмы. После великого прокимна (нескольких стихов из псалмов, которые соответствуют значению дня или празднуемого события) на Вечерне заканчивается праздничный характер богослужения, оно приобретает великопостный тон. Это сразу становится заметно. Во-первых, духовенство переоблачается в темные одежды. Во-вторых, хор поет особым «постовым» напевом. Ближе к окончанию службы предстоятель произносит молитву преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Поклон) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. (Поклон) Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Поклон)

А в самом конце священник обращается к верующим с напутствием к Великому посту и просит прощения. По его примеру и все прихожане по очереди испрашивают друг у друга прощения. Устав ничего не говорит о пении каких-либо молитвословий во время этого чина. Но традиционно хор поет покаянные песнопения, а затем пасхальные, но без прибавления слов «Христос воскресе!».

В последующие четыре дня вечером читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Великим он назван по числу тропарей в нем (около 250, тогда как в обычных бывает около 30). Центральное место в Великом каноне занимает кондак (песнопение, в котором раскрывается смысл совершаемого события) после 6-й песни (из девяти): Церковнославянский текст: Душе моя, восста́ни, что спи́ши? Конец приближается и и́маши смутитися. Воспряни́ убо, да пощади́т тя Христос Бог, везде сый и вся исполняй. Русский текст: Душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ты смутишься; пробудись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог, Вездесущий и все наполняющий. Во время его пения все молящиеся стоят на коленях.

До следующей субботы литургию не служат. Но в среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров. На ней нет приготовления и освящения Святых Даров. Они заготавливаются заранее на воскресной Литургии. Отсюда и название — «Преждеосвященных Даров», то есть освященных заранее. В субботу первой седмицы совершается память святого великомученика Феодора Тирона, который в 362 году сохранил константинопольских христиан от осквернения идоложертвенной кровью. Это произошло, согласно Преданию, на первой седмице Великого поста. Служба святому начинается в пятницу с Вечерни, которая соединяется с Литургией Преждеосвященных Даров. В конце Литургии поется молебный канон великомученику и благословляется коливо.

Этот текст взят из блога «Живое Предание»: