Особенности богослужения праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы — непереходящий Богородичный праздник – стоит обратить внимание, что он относится к числу пяти великих недвунадесятых праздников. Предпразненства и попраздненства Покров не имеет.

Несмотря на то, что само явление Божьей Матери со святым омофором произошло в Константинополе, точно сказать, где установилось и сформировалось празднование, нельзя. Традиционно началом почитания Покрова на Руси считают XII век, когда князь Андрей Боголюбский воздвиг храм Покрова на Нерли – им, или при его непосредственном участии, было написано «Слово на праздник Покрова». Однако, есть и другие версии – что праздник был установлен в Киеве, что начало празднованию положил Владимир Мономах, или что все-таки праздник на Руси был заимствован у византийцев.

Несмотря на все эти разногласия, можно точно утверждать, что в греческой церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы возродился лишь в XX веке, а гимнография современной греческой службы празднику не имеет ничего общего с церковнославянской службой.

В день Покрова Пресвятой Богородицы – служба бденная, однако служба праздника может соединяться со службой святых дня. Как и в случае двунадесятых Богородичных праздников, если Покров выпадает на воскресенье, то служба соединяется со службой Октоиха, и приоритет имеет воскресная служба.

Украшают бденную службу праздника распевы подобнов: стихиры на «Господи воззвах» 8 и 4 гласов поются торжественными подобнами «О, дивное чудо» и «Яко добля», ины стихиры на стиховне – «Доме Евфрафов», а стихиры на хвалитех «О преславного чудесе».

Паремии вечерни те же, что и на любой Богородичный праздник: из книги Бытия, пророка Иезекииля и из книги Притчей Соломоновых.

Интересная особенность утрени – целых три праздничных величания:

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим Покров Твой святый: / Тя бо виде святый Андрей на воздусе, / за ны Христу молящуюся.

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Мати Христа, Бога нашего, / и всеславный славим Покров Твой.

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Мати Христа, Бога нашего, / Иже к Сыну Свои руце простирающи, и о мире молящися, / и честным Своим омофором защищающи / град и люди от врагов наших.

По 50-псалме «Молитвами Богородицы» — дважды. После чего поется канон преподобного Саввы.

Поскольку Покров — праздник не двунадесятый, на Литургии поются антифоны изобразительны и «Достойно есть». Апостол и Евангелие – праздника и святым (если службы соединяются). Апостол и Евангелие дня по правилам Типикона нужно вычитывать в предыдущий день, но если накануне также соединялись службы, то Апостол и Евангелия читаются праздника, святым и дня, или праздника и дня.