Благовещение
7 апреля Святая Церковь празднует евангельское событие, положившее начало нашему спасению. Архангел Гавриил явился Пречистой Деве Марии, возвещая Ей о будущем рождении от неё Спасителя мира. Это событие именуется Благовещением— по-гречески «Эвангелизмус», то есть «Благая весть».
Следует отметить, что в греческом и церковнославянском языке слово «Благовещение» склоняется в родительном падеже, при переводе же на русский язык возможны как родительный, так и дательный падеж, то есть — «Благовещение Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Обычно в современных изданиях используется первый вариант, очевидно не без влияния церковнославянского языка, однако известно употребление и второго.
Существует два подхода к определению даты Благовещения:
Связь с датой Рождества Христова: 25 марта отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое не позднее lV веке повсеместно было принято за дату Рождества Христова.
Связь с датой сотворения человека: ряд церковных авторов ( Афанасий Великий, Анастасий Александрийский) полагают, что Благовещение и зачатие Иисуса Христа произошло 25 марта, так как в этот день, по одной группе преданий, Бог создал человека, а человек, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в то время, в какое он был сотворён (то есть началось искупление).
Ангел, войдя к Марии, которое в тот момент читала Священное писание, приветствовал Её такими словами:»радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.»( Лк, 1. 28-33 )
Благой вести о рождении Христа, или Благовещения, ждал в то время весь народ Израиля, вдохновлённый на это ожидание множеством пророчеств, через которые Бог обещал послать в мир Мессию, Который, будучи «семенем Жены», «сотрёт главу змия», то есть устранит последствия грехопадения прародителей Адама и Евы, взяв на себя по праву Творца грехи всего мира. От того ветвь в руке архангела, с которой его всегда изображают на иконах Благовещения, называется «Утешительной». Не лишним будет вспомнить, что так же, по зелёной веточке в клюве голубя Ной и его семья узнали о том, что появилась суша в послепотопном мире, и можно в безопасности жить дальше.
То, что называется Благовещением, по сути является непорочным зачатием Иисуса Христа. И, как видно, такое чудо не могло произойти только по воле Бога — нужно было волевое согласие избранной Девы. Это очень важный и интересный пример, из которого ясно видно, насколько Бог уважает наши границы и личное мнение, так что даже спасать нас против нашей воли не станет.
У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы. На Руси Благовещение считается большим праздником, одним из двенадцати основных, с него в старину, к примеру, начинали год. По своему величию праздник Благовещения не отменяется, даже если он приходится на Пасху. По своему значению для всего рода человеческого Благовещение является своего рода точкой невозврата, после слов согласия Девы Марии с волей Божией: «Да будет мне по слову твоему». (Лк 1, 37)
Вот что по этому поводу пишет св.прав.Иоанн Кронштадский: «Как мы все, братья и сестры, почтены воплощением Сына Божия от пречистой Девы, возвеличены, обрадованы, утешены! С нами Бог: Он стал нашим Ходатаем, Искупителем, Спасителем; Матерь Божия стала нашей Матерью по благодати, Ходатаицей, Заступницей, Покровом. Вообразите, что было бы с людьми, если бы Сын Божий не снисшел так дивно, так благостно к нам, грешным, омраченным, тысячи раз злополучным по причине греха и вражды с Богом! Как человечество было бы бедно, жалко, безотрадно, безутешно при бесчисленных своих бедствиях!»
Есть мнение, что Дева Мария явилась своего рода «новой Евой», перевесив впервые за всю историю человечества своим послушанием непослушание Евы. Блаженный Августина писал: «Через женщину — смерть, через женщину — жизнь». Мария словно бы стала даром Богу от всего человечества, человеком, способным родить Спасителя мира. В ответ на этот Дар Бог посылает Дар Духа Святаго.
По давней традиции на Благовещение в России принято отпускать на волю птиц. Это делается в напоминание о Благой вести и свободе, которые даны не только людям, но всему творению Божию.
Из главного события этого праздника, беседы архангела Гавриила и Девы, произошла молитва, которая известна как «Богородице Дево, радуйся», а также богослужебное песнопение «Величит душа Моя Господа», которое произносится от лица Богородицы.
Игорь АЛЕКСЕЕВ