29 января – День поклонения честным веригам первоверховного апостола Петра

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Спасителем, он всегда выражал беспредельную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с братьями Зеведеевыми – Иаковом и Иоанном Богословом. Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, то есть Мессией, за что и получил имя Петр (Камень).

Свое троекратное отречение Петр омыл горькими слезами раскаяния, и впоследствии, после Воскресения, Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих.

Апостол Петр первым содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день Пятидесятницы и обратив ко Христу 3000 человек. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев.

Но вот пришла беда… Царь Ирод знал, что иудейским предводителям очень нравится, когда он нападает на христиан. Особенно популярен стал Ирод после казни апостола Иакова Зеведеева. Следующей жертвой царь наметил Петра. В первый день Пасхи апостола арестовали и отправили в темницу. Суд над ним собирались совершить сразу после семи праздничных дней.

Ученики денно и нощно молились о Петре. Наконец наступила последняя ночь перед казнью. Освободит ли его Господь?

Как это было

В «Деяниях святых апостолов» в главе 12 сказано:

1. В то время царь Ирод (внук Ирода, называемого Великим. – Ред.) поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,
2. и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
3. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, – тогда были дни опресноков (дни опресноков начинались со дня Пасхи и продолжались семь дней. – Ред.),
4. и, задержав его, посадил в темницу и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5. Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
6. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его;
8. и сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10. Прошедши первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.

Возникновение праздника

Это был 42 г. новой эры. Вскоре весь Иерусалим и вся Иудея узнали о совершившемся чуде. Рассказывали, передавали друг другу, как христианский учитель авва Петр в ночь накануне суда и казни, прикованный цепями к стражникам, непонятным, непостижимым образом покинул темницу и тюрьму. Аресты и допросы среди тюремщиков ничего не разъяснили. Чудо оставалось чудом.

Верные сумели заполучить цепи, которыми апостол Петр был прикован к стражникам, и сохранить их как величайшую реликвию. Из рода в род, столетиями, передавалась первохристианская святыня, исцеляя приходящих к ней с верою от болезней и защищая от нечистых духов.

При жизни апостола Петра вера в его исцеляющие возможности была настолько сильной, что даже тень от него считалась полезной для болящего. «Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5:14–15). Поэтому почитание цепей, которыми был окован апостол, не уменьшалось в столетиях.

В V в. вериги перешли по наследству к иерусалимскому патриарху Ювеналию (420–450). Когда в 439 г. благочестивая царица Евдокия, супруга императора Феодосия II Младшего (408–450), возвращалась в Царьград из Иерусалима, где она возвела немало церквей и благоустроила святые места, патриарх Ювеналий подарил ей в знак великой благодарности некоторые священные реликвии. Были среди них и чудотворные вериги апостола Петра.