«Самое лучшее время — сегодня». Почему в Евангелии нет никакой теории
«Один человек как-то сказал мне: “Я причащаюсь регулярно, но быстро об этом забываю”. Не забывай, помни. Помни, что ты причастился и теперь в тебе живет Господь». Как во времена испытаний и трудностей почувствовать присутствие Бога, что мы знаем о последних временах и почему самое важное происходит именно сейчас, рассказывает архимандрит Андрей (Конанос).
Очень часто чтение Евангелия на богослужении начинается словами: «Во дни оны…» На современный язык это словосочетание переводится как в те времена, встарь и тому подобное. «Во дни оны, восставши, Мариам, иде в горняя со тщанием…»; «Во дни оны прииде Иоанн Креститель, проповедая в пустыни Иудейстей…» и так далее. Мы слышим эти слова постоянно.
Святые отцы постановили именно так начинать евангельское повествование в храме. И некоторые люди, узнав значение этих слов, недоумевают: «Почему обязательно — в то время? Значит, все это было давным-давно, в древности — а сейчас что?» Да, в те времена происходили поистине прекрасные, удивительные вещи. Но разве только тогда? Нет, потом тоже случалось, и до сих пор случается, удивительное.
Вообще, лучшее время — то, которое именно сегодня, сейчас; время, когда живешь ты, живу я; время, когда Бог действует и вершит тайну нашего спасения. И так — во все времена: для каждого человека лучшая эпоха — это его эпоха. И нам с вами лучше всего жить именно сейчас, в данный момент — как и для всех людей на свете. А когда сейчас уйдет в прошлое, начнется новый период, новая эпоха — новый час, день, новый год, и мы будем жить уже в другое время. Так что лучший день в нашей жизни — это день сегодняшний.
Помню, много лет назад, в детстве, мне попалась книга духовного содержания, адресованная молодежи, и там я прочитал примерно то же самое: «Нет ничего лучше, чем быть молодым христианином в наше время». Мне так понравилась эта фраза, что я ее записал и запомнил.
Мы живем в трудное время, когда вокруг масса искушений, испытаний и трудностей, отдаляющих нас от Бога. Но если удается почувствовать Божие присутствие, Его благодать, мудрость и силу — понимаешь: да, время сейчас трудное, но Он — здесь! И из этого следует, что Господь действительно сильнее любых искушений, испытаний и трудностей. Как говорит Он Сам: «В мире скорбны будете, но дерзайте: Я победил мир». И: «Я с вами во все дни до скончания века… был мертв и вот, жив во веки веков».
Представьте, что перед нами — многочисленная вражеская армия, но мы бесстрашно шагаем ей навстречу, держась за руку Христа. И чем ближе враг, тем сильнее ощущается тепло Божией руки, тем яснее чувствуется Его присутствие и прикосновение, ибо Он — наш Спутник, и мы вместе идем по этой земле. «Как хорошо идти с Тобой, Господи, — думаешь ты. — И если бы вокруг были одни церкви, запах ладана и святые, это воспринималось бы совершенно обыденно. А сейчас, в трудную минуту, — это настоящее чудо, ощущать Тебя рядом среди множества искушений, чувствовать Твое прикосновение».
Разве не удивительно? Прекрасно ощущать прикосновение Христа; прекрасно ощущать, что теперь ты веришь не в теорию, идею, слова или философию — а в Личность. С идеей невозможно поговорить. Как, например, пообщаться с идеей мира во всем мире? Или, допустим, с идеей блага? Это все теоретические понятия. Господь же является объектом нашей любви, то есть нашей конечной целью, стремлением, вершиной наших ожиданий.
Разве не так? «Вот, гряду скоро!» — говорит нам Бог в Откровении Иоанна Богослова. «Аминь, гряди, Господи!» — отвечает Ему Церковь. «Приди, Господи». Мы не ждем какое-то философское учение, которое победит мир, мы ждем Личность, Господа нашего Иисуса Христа. И замечательно, когда можешь радоваться Его присутствию, любить Его, приобщаться Ему, чувствовать Его в своем теле и крови, чувствовать, что Он живет в тебе после Святого Причащения.
Один человек как-то сказал мне: «Я причащаюсь регулярно, но быстро об этом забываю». Не забывай, помни. Помни, что ты причастился и теперь в тебе живет Господь. Как говорил Симеон Новый Богослов: «Смотрю на руки свои и вижу Господа. Смотрю на тело, и в нем — Господь. Его кровь течет в моей крови».
Это непостижимая для человеческого ума реальность, которая заставляет вспомнить вот еще о чем. В Откровении, как вы помните, говорится, что Церковь завершит свое земное существование — в крови. Кровью Она была создана, и кровью — прекратится. Только подумайте: кровью! Сколько у Церкви мучеников! Сколько человеческих жертв, гонений, мучений — огромное количество святых пролили свою кровь за Христа и теперь блистают белыми ризами у Престола, восхваляя Его с пальмовыми ветвями в руках, о чем также говорит нам Откровение.
И в последние времена Церковь ожидает множество трудностей, но на помощь христианам придет их любовь к Богу и соприкосновение с Ним в молитве. Многие святые, в том числе и старец Паисий, говорят, что подготовка к последним временам — это не наши знания о том, чтó будет, как будет и когда. Важно не это, важно другое: чтобы быть готовым к испытаниям, нужно собрать в хранилище своей души благодать, милость, благословение и ощущение Христа. Тогда — выдержишь.
Без любви к Богу ничего не получится. Иначе ради кого мы будем жертвовать своей жизнью, когда придут последние времена? Кого будем исповедовать? Бога, Которого уже сейчас не любим? Просто так знать о последних временах, ждать их — в этом нет никакого смысла, если при этом не любить Христа. Не будет нам в этом никакой пользы, ничем мы себе тут не поможем.
Но если ты любишь Господа, то даже если ничего не знаешь о последних днях — в этом нет ничего страшного. Потому что и тогда, как сегодня, ты будешь жить с любовью к Нему, а это — самое главное. Независимо от того, что происходит вокруг. Твое отношение к Богу, твоя любовь, живая связь с Ним — чтобы ты мог по-настоящему любить Его и исповедовать имя Божие, зная, о Ком идет речь. Не пускаться в теоретические рассуждения по книгам, а, зная живого Бога, не отречься от Него, когда придет час.
«Отрекись от Христа!» — «Нет, потому что я Его знаю! И не могу отречься от Того, Кого вижу перед собой». Помните, когда апостолов вели в темницу, им велели молчать? Но как они могли молчать и не говорить о том, что видели своими глазами? Как могли не рассказывать о том, что лично пережили и ощутили? Поэтому важно понимать уже сейчас, знаешь ли ты Господа по-настоящему, видишь ли, ощущаешь ли Его.
А как этого достичь? Как достичь такого опытного переживания? Только ежедневным личным усилием. И благодаря этому усилию, благодаря каждодневному подвигу, когда ты, являя собою Христа, соединяешься с Ним телом и кровью, — Бог становится твоим личным опытом.
Если каждый день проводить в подвиге, начинаешь убеждаться в том, что Господь — живой, очень живой, что это настоящая Личность. Он — Тот, Кого ты видишь, о Ком говоришь, к Кому прикасаешься, Кого целуешь, Кому служишь и поклоняешься. И Он прикасается к тебе, целует и любит тебя. Понимаешь?
Все эти слова, которые я только что произнес, имеют совершенно определенное, конкретное значение. Это никакие не абстракции. Когда мы говорим: «я прикасаюсь» или «ем», «пью», «причащаюсь» — здесь нет никакой теории. Мы вкушаем Христа. Потому я и говорю, что мы не просто слушаем евангельские слова за богослужением.
Некоторые из нас действительно совершают все это — борьбу и подвиг во имя Христа. И сегодня это возможно — жить Им и быть готовыми ко всему, что Он ниспошлет. Так что не нужно постоянно гадать о том, какими будут последние времена. Нужно спросить себя: «Люблю ли я Христа?» Потому что здесь нет никакой теории.