Почему на Царских вратах всегда изображают Благовещение?

Отвечает протоиерей Николай ЧЕРНЫШЕВ, иконописец, доцент кафедры иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ:

Благая весть – одно из важнейших событий Нового Завета. Божий вестник Архангел Гавриил извещает Деву Марию, что у нее родится от Духа Святаго Тот, Кто станет Спасителем всего мира – Богочеловек Иисус Христос. Можно сказать, что все содержание Нового Завета – раскрытие, развитее, следствие этого события, его результат. И Рождество Христово, и Сретение – встреча человека и Бога, и проповеди Спасителя о Царствии Небесном и пути к нему, и Его Преображение, да и вся Его земная жизнь, страдания и Kрестная смерть за грехи наши и всего мира, Воскресение, Вознесение и Пятидесятница – сошествие Святого Духа на Церковь, все эти священные события в целом – благая и спасительная весть, Благовещение. И Евангелие с древнегреческого переводится как Благая весть.

Икона в Православной Церкви – точное соответствие изображения Слову Божию, его явление для нас в образах и красках. Этому же служит весь образный строй храма – внешний облик, интерьер со всеми иконами, настенными росписями и, конечно, иконостасом.

Иконостас занимает центральное место в образном строе храма, это средоточие его красоты, богословского и духовного смысла. Алтарные преграды, иконостасы могут иметь различную стилистику, быть более или менее подробно разработаны, но всегда их центральной частью, осью, стержнем являются Царские врата. Как и все в храме, Царские врата имеют не только функциональное, но и символическое значение. Обликом своим они призваны выявлять то, чему функционально служат во время богослужения, особенно во время Всенощного бдения и Божественной литургии. Неудивительно, что Благовещение и евангелисты, Благовещение и святители, составившие тексты Божественной литургии (свт. Василий Великий и свт. Иоанн Златоуст) или просто Благовещение во весь рост Царских врат – самые распространенные и устойчивые сюжеты их росписи.

Это не просто одна из частных икон в интерьере храма, которой может и не быть в нем. Нет, здесь мы видим поистине «спасения нашего главизну», как поется в тропаре праздника, то, благодаря чему совершаются и остальные священные события Нового Завета. Это не статичная икона на стене храма или даже в иконостасе, но явленное действие, движение с обеих сторон — небесной и земной. Действие, которое поистине открывает, отверзает для нас врата в иной мир, в царство Отца и Сына и Святаго Духа.

И обликом своим, и расположением именно на открывающихся створках Царских врат, тех врат, которые отверзаются в наиболее значимые моменты богослужения, образ Благовещения призван являть нам и само существование иного мира, горнего, Божьего мира, и отверзание его по воле и милости Божией для нас, для тех, кто жаждет его стяжать, и снисхождение через них на нас, грешных, благодати Божией. Благодати Святаго Духа, которая изливается на человеческий род, начиная с Пречистой Девы, с момента, который мы видим на иконе Благовещения и слышим Евангельский глас: «Дух Святый найдет на тя и сила Вышняго осенит тя» (Лк., 1, 35) и Ее кроткий ответ: «Се Раба Господня, буди ми по глаголу твоему» (Лк, 1, 38).