О самой древней мудрости. Что важно осознать к концу Петрова поста?

Генетическая память

Самая древняя мудрость заключена в нашей генетической памяти по неизмеримо далеким и прекрасным временам, глубокой тоске но ним.

Нам не дают покоя спокойная синева того времени, воздух, затопленный белым солнцем и сверкающий шумом морских ветров, приносящих брызги, ошеломляющие горизонты, размытые свечением, искристый воздух, пропитанный стойкими запахами немыслимых цветов и веселые, беззаботные голоса людей.

Это потерянный рай.

Мы можем соприкоснуться с ним, погружаясь в библейские описания Эдемского сада, где жили, не ведая болезни и смерти, печали и горести, первые люди. Мы можем соприкоснуться с ним в своих мечтаниях, воображении. Но ведь все это далеко от реальности, скажите вы. Да и мечтательность с воображением чужды православной аскетической традиции. И все-таки, существует реальный опытный путь соприкосновения с раем.

Чаще всего это происходит во время поста.

Пост является очищением души, он то окно, через которое в нашу душу проникает  невечерний свет Христова Воскресения, свет потерянной любви, безоговорочной веры и вечной надежды.

Вспомним икону «Сошествие во ад». На ней Воскресший Христос Спаситель подает руку, к которой тянутся праведные праотцы Адам и Ева. Вот такой рукой помощи со стороны Церкви можно считать пост.

Только бы нам не отринуть этой руки. Только бы ухватиться за нее и наперекор собственному эгоизму постараться вырваться из объятий греха.

Любой пост – это осознанная работа над собой, когда мы с особой внимательностью внимаем своим душевным пожеланиям, помыслам, своей  воле.

К подвигу постному призывается и наше тело – мы преклоняем колени перед Богом, ограничиваем себя в еде, не даем послаблений нашей лености.

Однако нельзя забывать, что пост – это не война с телом. Мы воюем не с телом, а за тело – тело как храм живущего в нас Святого Духа (1 Кор. 6:19).

Соблюдение заповедей должно стать не повинностью, а величайшей радостью, ибо Его заповеди не обременительны (1 Ин. 5:3).

И как мерой любви к человеку является наша жертва для этого человека, а не просто красивые слова о любви, так и мерой любви к Господу является наше добровольное преображение Христа ради, а не громкие заявления об этом. 

Живой анахронизм

Люди, стремящиеся жить по совести, соблюдающие заповеди, посты, делающие добро ближнему, могут уже в скором времени восприниматься обществом как выпавшие из своего времени, как живой анахронизм.

Такое отношение не должно подтачивать нашу волю и сбивать с истинного пути. В той или иной степени подобное отношение к христианам было всегда. Просто сегодня контраст стал резче между верующими людьми и постоянно изменяющимся обществом, в котором нет стержневых установок, принципов, ценностей.

Оно легко перекрашивается под новые веяния. Общество прозябающее, с убаюканной совестью.

Не зря Господь говорил нам: Бодрствуйте и молитесь!

Духовное бодрствование – признак верующего и ищущего человека.

Оно требует постоянного и внимательного всматривания в свою душу. Важно замечать в ней не только хорошее, но и порочное – то, в чем так не хочется себе признаться.

Внутренняя борьба должна основываться на правильной самооценке и осознании себя как творения Божия, чей замысел был искажен первородным грехом.

Когда человек осознает свое несовершенство и несоответствие величию, к которому он призван, возникает опасность потери надежды на Господа и, как следствие, появляется отчаяние.

Однако подлинный христианский путь, верный путь духовного делания, никогда не приведет к отчаянию и богопротивному ропоту.

Плодом истинного христианского доброделания является спасительный страх Божий – такое состояние души, которое не имеет ничего общего со страхом в обыденном понимании. Основа этого страха кроется в любви к Создателю и Промыслителю. Это не страх наказания. Это страх перед опасностью огорчить Того, Кто создал нас по Своему образу и подобию, Кто наделил нас высочайшими духовными дарованиями: свободой, разумом и способностью любить.

Именно эти качества возвышают нас над всем остальным творением.

В усвоении, сохранении и приумножении этих качеств состоит наше уподобление Богу.

Пусть тоска по цветению и радости в райском саду превратится в неизменную спутницу нашей жизни. Пусть она ведет нас вперед, ко Христу.

А надежда возвращения туда станет главной драгоценностью, которую мы будем бережно хранить в сердце, оберегая от любопытства людей.

Митрополит Антоний (Паканич)

Записала Наталья Горошкова

Материал с сайта: православная жизнь