О чтении Псалтири
Наименование этой священной книги в славянскую и русскую Библию перешло из Септуагинты (Псалтирион). Слово Псалтирь произошло от греческого названия струнного музыкального инструмента, игрой на котором у древних евреев сопровождалось исполнение большинства псалмов – песней в честь Господа.
Псалтирь – это священная книга псалмов, или Божественных гимнов. Автор Псалтири — царь Давид. По крайней мере, большая часть псалмов принадлежит ему. Это его переживания, опыт общения с Богом, покаяние, радость, благодарность, размышления, пророчества о грядущем Мессии.
Еще с ветхозаветного времени Псалтирь исполнялся во время богослужения. Псалмы пели.
И сегодня Псалтирь часто употребляется за богослужением, мы слышим, как некоторые псалмы поются хором, некоторые читаются. Чтение Псалтири в храме регламентировано богослужебным уставом. Весь богослужебный круг служб связан с этой книгой Священного Писания. На службах читаются определенные кафизмы. За неделю она прочитывается полностью. А Великим постом — даже дважды.
Богодухновенная книга Псалтирь содержит как бы сокращенное выражение всего Священного Писания в форме молитвенно-благоговейных песнопений. По словам святителя Амвросия Медиоланского: «Закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, а Книга псалмов соединяет в себе все это, и есть некая полная сокровищница спасения человеческого». Также святитель Афанасий Великий пишет о духовном богатстве Псалтири: «В ней, как в раю, насаждено все, что по частям содержится в других священных книгах и всякий читающий ее, может найти в ней все, что для него нужно и полезно. В ней ясно и подробно изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего в человеке, чего бы не содержала она в себе. Хочешь ли ты каяться и исповедоваться, постигла ли тебя скорбь и искушения, гонят ли тебя, уныние и беспокойство овладело тобою, или что-нибудь подобное терпишь, стремишься ли к добродетели и преспеянию в ней и видишь, что враг препятствует, желаешь ли хвалить, благодарить славословить Господа? – в божественных псалмах найдешь наставление для всего этого» (Послание к Маркеллу). Святитель Василий Великий называет псалмы духовным фимиамом: «Псалом – тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность. Псалом – посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносил единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ – любовь, – изобретя совокупное пение вместо узла к единению и сводя людей в один согласный лик. Псалом – убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен. Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища. Для нововступающих это начатки учения, для преуспевающих – приращение ведения, для совершенных – утверждение; это глас Церкви» (Беседа на первую часть первого псалма).
Эти высказывания святых отцов объясняют, почему Псалтирь с первых дней жизни Христовой Церкви занимает в ней особое место. Сам Господь наш Иисус Христос Своим примером освятил богослужебное употребление Псалтири, заключив последнюю вечерю с учениками пением псалмов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф.26:30).
Следуя своему Божественному Учителю, святые апостолы также славили Бога пением псалмов. Это они заповедали и нам: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол.3:16).
Псалтирь состоит из 20 разделов — кафизм, каждая из которых делится на три «Славы». Перед чтением первой кафизмы произносятся предначинательные молитвы, положенные перед началом чтения Псалтири. По окончании чтения Псалтири произносятся молитвы, положенные по прочтении всей Псалтири.
Брать специальное благословение у священника на самостоятельное чтение Псалтири не обязательно. На это нас благословила Церковь: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными (Еф.5:18-19). Если вы хотели бы читать Псалтирь по соглашению в двадцатке общины, то взять благословение на чтение по соглашению необходимо у настоятеля храма.
Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. Читать Псалтирь может любой благочестивый верующий, имеющий навыки безошибочного чтения.
Советы, для тех, кто начинает читать Псалтирь:
• Традиционно перед чтением Псалтири верующий христианин зажигает свечу или лампаду, как символ нашей горячей сердечной молитвы к Богу.
• Псалмы читаются вслух или в полголоса.
• Не забывайте про правильное ударение в словах, ведь не правильно произнести священное предложение приравнивается к греху, будьте внимательными.
• Псалмы можно читать, как и сидя, так и стоя. Если физически тяжело читать стоя, можно присесть, но «Слава», молитвы за живых и усопших, «Трисвятое» по «Отче наш», «Приидите, поклонимся…», а также молитвы после кафизмы и чтения Псалтири прочитываются стоя.
• Обратите внимание, что псалмы читаются не только вслух, а и монотонно, без каких-то там выражений своих эмоций – это не литературное произведение, а серьёзный религиозный текст – Священное Писание.
• Если вы не понимаете смысл псалмов, особо не унывайте, ведь вы развиваетесь в духовном понимании поэтапно. Взрослея духовно, будет открываться и смысл псалмов.
- Если начинающему молитвеннику при чтении Псалтири по соглашению сложно прочесть всю кафизму сразу, возможно разделить кафизму, например, на три части («Славы»), и читать утром, в обед и вечером.
- Относитесь к молитвенному деланию по соглашению ответственно. Не пропускайте своей кафизмы, иначе по вашей вине Псалтирь не будет прочитана. Если так случилось, необходима исповедь и исправление.