Как появилась Масленица

Сырная седмица, или Масленница – это последняя неделя перед началом Великого Поста. Начинают читать молитву «Господи и Владыко живота моего», а в среду и пятницу Литургия не служится, а пост отменяется.

8 марта начинается неделя, которая называется в Постной Триоди “Сыропустной”, или “Сырной”. В среду и пятницу поста нет.

Сырная седмица была установлена в глубокой древности. Связано это было с жаркой полемикой, которая велась между христианами о том, как правильно следует считать дни Четыредесятницы.

До IV в. существовали две практики исчисления Четыредесятницы. В Палестине Великий пост длился 6 недель. 40 дней длилась Четыредесятница и 2 дня – “Пасхальный пост”, т. е. Страстные пятница и суббота.

В Антиохийской церкви Пасхальный пост длился неделю, поэтому Великий пост насчитывал 7 недель. Эта практика была заимствована Константинопольской Церковью, и стала основой для существующего по сей день богослужебного цикла Постной Триоди. Из 48 дней исключались 6 воскресных дней, однако прибавлялись 2 дня “Пасхального поста” (т. е. Страстные Пятница и Суббота).

Однако начиная с IV в. субботние и воскресные дни в церковном календаре стали отмечаться торжественностью. Следовательно, они не могли считаться постными, если не в отношении разрешенной пищи, то по характеру богослужений, совершаемых в эти дни.

Многие считали, что субботы и воскресения необходимо выключить из общего числа великопостных дней и добавить еще неделю, так, чтобы Великий пост насчитывал в общей сложности 8 недель. В VII в.был достигнут компромисс – появилась подготовительная неделя перед постом, в течение которой полагается ограничение в пище.

В среду и в пятницу Сырной седмицы вместо Божественной литургии совершается особое богослужение, схожее с великопостным чином. Так, в среду и пятницу сырной седмицы читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина “Господи и Владыко Живота (т. е. жизни) Моего…” с поклонами.

Как известно, ее перефразировал А. С. Пушкин в своем стихотворении “Отцы пустынники и жены непорочны…”. В субботу сырной седмицы совершается память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших.

Существует известное народное название сырной седмицы — “масленица”. С масленицей связано множество народных обычаев – печь блины, устраивать веселые народные гуляния, состязания, потешные кулачные бои и т. д.. Часто можно услышать мнение, что масленица-это пережиток язычества, следовательно, нечто неподобающее для христиан.

С одной стороны, масленица – это исключительно народная, фольклорная традиция. В определенной степени она не созвучна покаянному характеру богослужения сырной седмицы. Считается, что некоторые обычаи масленицы берут свое начало в дохристианской эпохе. Однако традиция масленицы в целом вполне соотносится с христианским религиозным чувством.

Для человека вполне естественно желание в определенное время порадовать и доставить удовольствие себе и своим близким, зная, что впереди предстоит многотрудный подвиг поста, покаяния и молитвы, требующий сосредоточения духовных и физических сил. Праведность и благочестие не имеют ничего общего с ханжеством (см. Мф.11:16-19). Но, с другой стороны, важно и во время веселия не переходить разумные грани и не потерять христианского достоинства.

Тот факт, что традиция празднования Масленицы имеет дохристианское происхождение, совершенно не означает, что эта традиция неприемлема для христиан. Известно, что в древности античная — “языческая”- культурная среда оказала исключительное формирующее влияние на внешний облик христианской религии.

Влияние неоплатонизма на богословие святых отцов (патристика), архитектура христианских храмов, живопись (например, изображение Христа – Вседержителя в одежде римского или византийского императора), церковные облачения, многие богослужебные обряды (напр. использование кадильниц и свечей) – это и многое другое стало неотъемлемой частью христианской религии. Христианская церковь никогда не отвергала самобытности и культуры тех народов, среди которых она выполняла свою миссию.

Церковь охотно усваивала национальный колорит разных народов, в свою очередь, придавая этому колориту христианскую окраску. Такое отношение к народным обычаям всегда способствовало усвоению христианства, как подлинно Благой вести, обращенной к разуму и сердцу каждого человека, независимо от его национальной и культурной принадлежности, языка или цвета кожи, как к откровению Единого и Истинного Бога, Который так возлюбил мир, то отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16).

Протодиакон Константин МАРКОВИЧ