Как новоначальному православному христианину избавиться от духовного разочарования
Православие – это путь. Путь к Богу. Лично ваш путь.
И вы должны его пройти. Только вы. Мы, священники, можем в этом вам помочь: молитвою, советом, добрым словом, материально. Но пройти его вы должны сами. Идите этим путем. Пройдите его. И не бросайте на полдороге. Есть такая хорошая еврейская поговорка: «Бог помогает тем, кто сам прошел половину пути».
Довольно часто (особенно это бывает с молодыми людьми) священник видит, как неофит, так пылко начинавший свое воцерковление, спустя некоторое время охладевает к Церкви и всё реже посещает храма, если совсем не оставляет его. Почему это происходит?
Думаю, из-за неверного старта. Как среди спринтеров, бегущих на короткие дистанции. Девяносто процентов успеха – это верный старт. Точно так же и в моменте воцерковления. Охлаждение к церковной жизни спустя полгода, год или несколько месяцев после воцерковления происходит из неправильно выставленных для себя приоритетов. Что это значит?
Ни для кого не секрет, что чаще всего взрослый человек приходит к Богу, пережив в жизни личную драму. Он, так сказать, идет путем преподобной Марии Египетской. Т. е. хочет в первую очередь избавиться от накопленных за жизнь грехов и от тех проблем, которые у него есть в жизни. И он изо всех сил своего израненного сердца мчится в храм – к Богу и к батюшке. Новоначальный христианин ищет исцеления. И это естественно и правильно. Мы все через это проходили. Поначалу всё ему в храме нравится. Всё необычно. Всё ново. Золотое мерцание свечей, ладан, иконы, мерное пение, необычные язык и облачение священников.
И, конечно, неофиту вначале дается огромная Божья благодать, сопутствующая ему в духовном росте. Мы все тоже через это проходили. Ты не просто ходишь по земле, а восторженно летишь. Кипучая радость бурлит в твоей душе и переливается через край: «Наконец-то сбылось! Наконец-то нашел то, что искал. Свой якорь. Свою Церковь».
Но проходит время – и всё становится по-другому. Оказывается, службы почти всегда одинаковые. И иконы со свечами одни и те же. И у людей в храмах много проблем. И они тоже там, бывает, ссорятся да толкаются. Да и батюшка, чего уж там, тоже не такой идеальный, как вначале показалось. Тоже со своими недостатками.
В общем, как говорится, обыденность заедает. А тут еще и благодать Божия чуть от тебя отступает, чтобы ты начал и сам бороться (конечно, с Божьей помощью!) со своими страстями, болезнями да грехами.
В общем, опять тоска зеленая подступает к душе.
И новоначальному христианину хочется сказать следующее: выставь правильно свои приоритеты и ответь правильно и честно на вопрос «Зачем я пришел в Церковь?».
Исцелиться ли? Да. Отдохнуть ли? Да. Успокоиться ли? Да. Найти опору какую-то и поддержку среди людей? Да.
Однако этого всего мало. Это всё нужно. Но это не главное. И далеко не первое. Если не будет главного, то всё остальное сползет.
А главное что? Поиск Бога. И путь к Нему. Если этого нет в сердце, то всё остальное рано или поздно опадет, как осенние листья.
В этом смысле мне нравится высказывание отца Александра Шмемана из его книги «Введение в литургическое богословие»: «Христианское богослужение по своей природе, структуре и содержанию есть раскрытие и осуществление Церковью своей сущности. Сущность же эта есть новая жизнь во Христе с Богом Духом Святым, знание Истины, единство, любовь, благодать, мир, спасение…».
И вот к этой новой жизни во Христе, а не просто к исцелению и покою нужно стремиться. Не спеши, подожди, не унывай. Господь тебе дал Свою благодать вначале, а потом, как любящий Отец, немного отступает, протягивает к тебе ладони и говорит: «Я сошел к тебе, а теперь твоя очередь идти ко Мне. Иди. Я тебя жду».
Протоиерей Андрей Чиженко