«Черная» зависть и «белая» — есть ли разница?
Многим знакомо это разделение на «черную» и «белую» зависть. Под черной обычно подразумевается такая зависть, которая никак не дает покоя человеку, и человек может даже пойти на преступление, чтобы запрос этой зависти удовлетворить. Иначе говоря, «черная» зависть – это злая зависть, способная принести вред как человеку, которым она обладает, так и его окружающим (особенно тем, кому он завидует).
А «белая» зависть, напротив, зависть добрая. То есть человек действительно завидует кому-то (его богатству, личным качествам и т.п.), но завидует в том смысле, что старается сам, своими силами, добиться таких же результатов. Это такая конкурентная зависть, которая не причиняет вреда ни самому человеку, ни его окружающим. Напротив, от нее даже много пользы: она сподвигает человека на труд, на достижения.
Итак, повторимся, многим известно это разделение на «черную» и «белую» зависть. Многим. Кроме Церкви.
Церковь, при всей детализации грехов (о чем каждый может узнать, почитав книгу «Как подготовиться к исповеди»), для зависти почему-то не нашла двух слов. Зависть есть зависть – это дьявольский грех (дьявол позавидовал Богу, за что, собственно, и был изгнан с неба). И бороться с ней нужно всегда и всем.
Но читатель может в недоумении спросить: как, даже если я завидую какому-то человеку, но не досаждаю ему, а только сам стараюсь развиваться, это тоже грех? Почему плоха «белая» зависть?
Вопрос очень правильный. Но ответ на него будет несколько неожиданным.
Если вы берете с кого-то пример и стараетесь добиться каких-то результатов, если какой-то человек для вас (или дело, или явление) является катализатором вашего внутреннего прогресса, движения к совершенству, в это естественно нет никакого греха. По той простой причине, что это и не зависть вовсе!
Ну, подумайте сами. В Церкви мы стараемся уподобиться Христу и Его святым. Мы берем с них пример, мы читаем их сочинения, изучаем их жития, чтобы двигаться их путем. Что, мы завидуем святым? Да конечно же нет! Мы равняемся на них, мы подражаем им, но никак уж не завидуем. Поэтому просто не нужно так называемую «белую» зависть называть завистью – это просто совершенно другое явление.
Дело в том, что зависть (настоящая, а не какого-нибудь цвета), как и всякий грех, является явлением тормозящим, как бы застывшим. Зависть, как и всякий грех, сковывает ваши силы, порабощает вас. Она не дает вам двинуться, не дает никак развиваться.
А вот подражание другим, старание стать вровень с ними – наоборот, раскрепощает вас, увеличивает ваш творческий потенциал. И это никак не может быть грехом.
Поэтому нужно просто знать, что есть зависть – не черная и не белая, и просто зависть – и это есть грех. А есть стремление быть лучше, равняясь на других – и это достоинство, даже, может быть, добродетель. И не нужно это, безусловно, прекрасное чувство и состояние называть словом, которым называется грех.