О законничестве в христианстве
«Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей», – сказал премудрый Соломон (Прит.11:19). Всякий верующий человек стремится к праведности. Но правильно ли мы понимаем это слово? Есть ветхозаветное и новозаветное понимание праведности. В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел как раз обсуждает эту разницу.
Основная мысль проповедника звучит так: «Не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они (т. е. неуверовавшие во Христа евреи. – С. К.) не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10:3–4).
Что имеет в виду апостол?
В Евангелии от Луки есть очень важные слова. «Не придет Царствие Божие приметным образом» (по-церковнославянски: «с соблюдением»), – сказал однажды Спаситель окружающим Его евреям, ревнителям закона (Лк.17:20). Этими словами, пожалуй, можно обозначить главную ошибку иудейского сознания: сведение смысла религиозной жизни именно к исполнению каких-либо правил. Не понимая того, что закон до конца невыполним, имеет временное значение и есть «детоводитель ко Христу» (ср.Гал.3:24), евреи незаметно для себя превратили соблюдение закона в нечто самодостаточное и поставили тем самым свою праведность вместо праведности Божией, которую дарует Христос. «Я сделал, я выполнил», – говорил благочестивый иудей. «Я спасен и войду в царство Мессии. А тот, кто не выполнил, со мной вместе туда не войдет». Такая логика не могла не привести Израиль к отрицанию новозаветного учения о праведности, которое можно пересказать так: праведность Христова, исходя от Него, переходит и на всех верующих в Него. Поэтому Христос и является целью закона и концом его, потому что окончательно осуществляет цель закона – оправдание человека. Сам же по себе закон бессилен. «Не приидет Царствие Божие с соблюдением». Отныне наша праведность – это Сам Христос.
Но Израиль не понял, ибо искал спасения в делах закона, и искал несвоевременно. Златоуст так и пишет об иудеях, что они всегда все делали не вовремя. Когда надо было соблюдать закон, они не соблюдали, а когда пришло время оставить закон и принять Христа, они ухватились за исполнение закона и отвергли Христа.
Очень скоро после того, как Павел написал обсуждаемые нами строки, произошел окончательный разрыв иудаизма с христианством. Кажется, на этой теме можно было бы поставить точку… Но нет. Дело в том, что проблема закона и законничества нашла свое пристанище и в христианской Церкви. Сегодня мы можем рассматривать тему законничества как разновидность заболевания церковного сознания.
Каковы проявления этой болезни? Все те же: полагание смысла христианской жизни в исполнении закона, только теперь уже христианского. Конечно, мы говорим не о духовном законе любви к Богу и ближнему, выраженном в заповедях, а о дисциплинарных церковных законах, связанных с церковным преданием. Действительно, при исполнении церковных дисциплин, церковных обычаев и традиций всегда есть соблазн забыть о том, что все это лишь средство и новозаветная праведность не в этом состоит, но в чистоте сердца, которую дарует Христос. Скажем еще раз: наша праведность – это праведность Христова, и даруется она через веру в Него, жизнь в Церкви, труд по исполнению Его заповедей.
Так вот, например, в нашем церковном благочестии есть множество так называемых правил. Есть правила молитвенные: это вечернее и утреннее правило, правило к Причащению. Есть канонические: правила и постановления церковных соборов, правила Устава и проч. Все это часть церковного предания. Соблюдать означенные правила необходимо (правда, с оглядкой на ситуацию, о чем разговор особый), но как только человек начинает воспринимать правила как цель, а не как средство, он вступает в область чисто иудейского сознания. А отсюда неминуемо появятся и соответствующие мысли: «Если я исполнил, значит, я хорош. А тот, кто не дотягивает до меня – тот похуже». И это самое страшное. Это все те же попытки противопоставить свою собственную праведность – праведности Божией.
Так все же – нужно ли соблюдать церковные обычаи и дисциплинарные установления? Нужно! Но как средство для получения благодати и дальнейшего совершенства. С правильными мыслями совершаются дела христианские! Чрезвычайно важны наши внутренние мотивы, по которым делается то или иное дело. А как основополагающую мысль при исполнении «правил» можно выбрать другие слова Спасителя: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10).
Вообще-то всякий, кто действительно серьезно попытается исполнить закон христианский, поймет, что не получается-то ничего! Поэтому святые отцы и сказали: тщательное исполнение заповедей Христовых ведет человека к познанию своей немощи.
Но возвратимся к «правилам». Например, правило молитвенное. Церковь, давая нам образцы для молитвенного чтения, приглашает в дальнейшем к великому разнообразию молитвенного делания. Просто сначала человек должен познать вкус хорошей церковной молитвы в истинном Духе. Для этого и предлагается молитвенное правило как эталон молитвы. А уже после того, как ум и сердце приобретет опытное познание молитвы правильной, перед христианином открываются необозримые просторы богообщения. Согласно, например, учению святителя Феофана Затворника, общецерковное молитвенное правило со временем может быть заменено: или другими молитвословиями, выбранными собственноручно из разных церковных книг; или краткими молитвами вроде молитвы Иисусовой; или чтением Псалтири и Евангелия; или молитвой своими словами. Молись, христианин, как хочешь, только трезво, искренне, с покаянием, задействуя ум и сердце. Ибо Христос принес нам не рабство, но свободу. Цель нашей жизни в Церкви не внешняя, но внутренняя. У Церкви нет цели поработить христианина, но, наоборот, освободить его. Пройдя некоторую школу правильной молитвы, молись потом так, как тебе сердце подскажет.
Это то, что касается молитвенного правила. Но так же можно сказать и обо всех других «правилах»: мы имеем дело со средствами, служащими нам, а не наоборот! «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк.2:27).
Будем опасаться закваски фарисейской! Не для того мы исполняем те или другие предписания, чтобы сказать в себе: «Вот, я исполнил; теперь, Господи, Ты мой должник». Нет! Правила созданы для того, чтобы помогать человеку всегда помнить Бога, сохраняя живое чувство покаяния, преданности и любви. Исполняем, чтобы сохранять правильный духовный настрой и двигаться к Богу по верному пути, проложенному другими. Исполняем, чтобы быть с Богом даже тогда, когда мы этого не хотим. Церковные правила – это та веревочка, которую размотали за собой святые, прошедшие сквозь огонь и воду и вошедшие в покой (ср.Пс.65:12). И мы стараемся эту веревочку не упускать, идя вслед за ними.
Опасность уклонения в крючкотворство и законничество нависает над каждым церковным человеком, потому что в Церкви всегда была и будет дисциплина. А где есть дисциплина, там всегда есть соблазн обоготворить чин, забывая о содержании. Так легче! Выполнил – и вздохнул свободно. Такой вот тонкий вид идолопоклонства с иудейским душком. И так часто бывает: христианские правила вроде выполнены, а христианства нет.
Будем очень внимательны, чтобы не отпасть. Наше время – время подмен, время всего внешнего. Очень легко остаться с одной формой, без содержания. Будем помнить грозные слова апостола Павла о том, в последние времена люди будут «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим.3:5). Болезнь внешности, законности одолеет многих. В конце концов, ведь и слово антихрист обозначает не только «против» Христа, но и «вместо» Христа – так может переводиться приставка «анти». Тема религиозной подмены, перестановки акцентов с главного на второстепенное останется актуальной до конца мира.
Царь Небесный, Дух истины, да отвратит нас от всякой непоправимой ошибки и всякой подмены!
По материалам: Комаров С. О законничестве в христианстве