Воскресение Христово
Начало ночного богослужения
Празднование Пасхи всегда происходит в воскресный день. С вечера, в субботу, в храме начинают читать Деяния Апостолов. В одиннадцать или в половине двенадцатого ночи совершается полунощница с пением канона Великой Субботы «Волною Морскою».
Крестный ход
В двенадцать часов мы выходим из церкви крестным ходом под пение: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси». Христос воскрес, как было обещано в древних пророчествах на третий день, с самым наступлением этого дня. Ни одной минуты, ни одной секунды не хотел Господь задержать спасение человечества, и мы также в первое же мгновенье наступившего воскресенья начинаем праздновать Воскресение Христово. Обойдя церковь, крестный ход подходит к закрытым дверям, напоминающим одновременно и запечатанный гроб, и двери Царства Небесного, закрытые до момента воскресения. Священник благословляет крестом двери и громко возглашает начало утрени: «Слава Святей единосущней и животворящей и нераздельней Троице всегда ныне и присно и во веки веков». Хор отвечает: «Аминь», и тогда священники начинают петь тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» (по-русски: «Христос воскрес из мертвых, смертью победив смерть и дав жизнь находящимся в гробах, то есть мертвым»), который повторяет хор. Священник возглашает древнее пророчество Царя и Пророка Давида: «Да воскреснет Бог и да расточатся врази Его», а все люди опять поют в ответ «Христос воскресе из мертвых…». Двери церковные отворяются, священник входит в храм, приветствуя всех радостными словами: «Христос Воскресе!», и мы отвечаем «Воистину Воскресе!», и в то же время мы все, вместе с хором, поём много, много раз «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Во время всей службы мы стоим с зажженными свечами в руках.
Начинается пасхальная заутреня. Ее молитвы удивительной красоты написаны преподобным Иоаном Дамаскиным. На каждой песни священник кадит по всей церкви с восклицанием «Христос Воскресе». В конце заутрени читается проповедь святого Иоанна Златоуста, в которой он призывает возрадоваться всех: «Богати и убозии (убогие), друг с другом ликуйте; воздержницы и ленивии, день почтите, постившиеся и непостившиеся, возвеселитеся днесь (сегодня)».
После заутрени начинается пасхальная литургия. Часы на ней не читаются, а поются, так как все чтения на пасхальной неделе заменяются пением. Пасхальная литургия – центр всего церковного года. К ней готовит Церковь верующих и Великим Постом, и Страстной Неделей, и пасхальной заутреней. Именно это служба даёт полноту радости и благодати праздника Пасхи. Поэтому особенно неразумно поступают те, кто, уходя после заутрени, не остаются на литургии.
Евангелие на пасхальной литургии обычно читается на нескольких языках в память того, что весть о воскресении Христовом должна быть проповедана по всему свету на всех языках.
Освящение артоса
После пасхальной литургии освящается артос, пасхальный хлеб, который стоит в церкви в течение всей пасхальной недели и раздается в следующую субботу после литургии, как пасхальное благословенье. После литургии, или между заутреней и литургией совершается освящение куличей и крашеных яиц. Этим чином церковь благословляет нас, после долгого поста, снова есть скоромную пищу.
Светлая седмица
В церковном календаре Пасха занимает особое место – это Праздников праздник и Торжество из торжеств. Пасхальное богослужение, во всей своей радостной полноте, совершается в течение целой недели, которая называется Светлой седмицей. По церковному уставу все эти дни считаются праздниками большими, чем самые большие другие праздники, все же 50 дней до Троицы считаются равными обычному воскресению. В эти дни запрещаются земные поклоны. В другое время Церковь заповедует их, особенно во время поста, а теперь запрещает. Это для того, чтобы изобразить радость о воскресении и чтобы представить будущее наше состояние на Небе, где все печали и горе исчезнут. В течение Светлой седмицы Царские и диаконские врата остаются открытыми, так что стоящие в церкви могут видеть всё, что совершается в алтаре и на престоле. Это знак того, что Христово Воскресение открывает врата в Царство Небесное. Каждый день на Светлой седмице после литургии совершается крестный ход вокруг храма. Во многих храмах также позволяют всем желающим, особенно детям, звонить с колокольни в колокола, умножая Пасхальную радость.