Экзамены – ожидаемые и нежданные. Игумен Нектарий (Морозов)
Больная. Художник: Василий Поленов
Коварство неожиданностей
Мы часто слышим о том, что жизнь – это школа. И это действительно так, с одним, я бы сказал, существенным отличием: в жизни мы приходим порой, как нам кажется, на очередной урок, ожидая возможности чему-то научиться, – а оказывается, что прямо сейчас нужно сдавать экзамен. И каждый из нас, наверное, может вспомнить моменты, когда он в такой ситуации оказывался совершенно растерянным и поступал от этой растерянности далеко не самым лучшим образом.
В христианской жизни не сданные нами «экзамены» и проваленные «контрольные работы» – это то, с чем мы раз за разом приходим на исповедь. И если разбирать типичные ситуации, в которых мы вновь и вновь ведем себя не по-христиански, то часто выясняется, что это было не что-то превосходившее наши силы, с чем невозможно было справиться, но в состоянии смятения мы наделали ошибок, и всё пошло кувырком. Первое неверное движение человек часто делает просто не подумав, рефлекторно, от неожиданности; это движение рождает неверный шаг, который приводит к падению, и дальше уже человек катится кубарем, что может очень быстро привести к самым серьезным, а порой и трагическим последствиям. И следовательно, значение первой реакции на ситуацию очень велико.
Для того чтобы нас не заставали врасплох какие-то неурядицы и неприятности, существует очень простая практика, которая многим известна, но мне кажется нелишним о ней напомнить. Это практика завершать каждый прожитый день воспоминанием о том, что мы в течение этого дня сделали недолжного: в чем солгали, чего испугались, где растерялись, в чем не пришли необходимым образом на помощь.
Кто-то делает это после вечернего правила, которое завершается как раз повседневным исповеданием грехов. Но важно не только в этих ошибках Богу и самому себе признаться и попросить прощения – нужно обязательно принимать решение на будущее: как мы будем действовать, когда вновь окажемся в подобной ситуации. И утром, в начале каждого дня, нужно подумать, какие ситуации нас могут ждать сегодня и как мы собираемся к ним отнестись.
Конечно, всего предугадать невозможно, но могу сказать, что люди, в жизни которых эта практика находит свое место, реже срываются в ответ на причиненные им обиды, чаще задумываются, прежде чем что-то сделать, и быстрее приходят другим на помощь. А человек, который такую работу над ошибками совершать не привык, так и действует хаотично, и в этом хаосе тонет всё – и исповедь этого человека в итоге оказывается тоже бессвязной, сумбурной, унылой, не рождающей в нем намерения тех или иных грехов больше не повторять.
Быть готовым ко всему
Но не только об этом я хотел сегодня сказать. Каждый день кто-то из живущих на земле людей оказывается в обстоятельствах, переворачивающих для него всю прежнюю жизнь. Это может быть известие о тяжелом диагнозе – собственном или кого-то из родных; это может быть предательство близкого человека, финансовый крах, крушение карьеры; это может быть чья-то смерть. Можно ли оказаться к этому готовым? Нужно ли пытаться как-то к этому подготовиться? Думаю, что, безусловно, и можно, и нужно.
И прежде всего, наверное, нужно вспомнить, что к любому серьезному экзамену нас ведут некие промежуточные ступеньки. И очень важно в повседневной жизни, когда Господь нам эти ступеньки предлагает, их не пропускать. Если человек впадает в ропот и в уныние, когда у него от непогоды болит голова, то что будет, если ему сообщат, что у него рак? Скорее всего, это разрушит всю его жизнь и, что еще страшнее, его самого. Бывает, что лечение тела потом оказывается успешным, но в человеке уже нет ни воли, ни желания жить, ни стремления быть с Богом, ни любви деятельной – в его душе это потрясение запустило необратимый процесс, он разуверился во всем. И в то же время, когда, наоборот, человек воспринимает такое известие без смятения, мужественно, понимая, что и не было никаких гарантий, что с ним этого не случится, – это всегда является результатом того, как вообще он живет. Наши реакции, наши поступки не возникают вдруг – они формируются той самой ежедневной христианской или не христианской жизнью, в которой, как я сказал выше, нам следует рассматривать свое состояние в конце каждого дня.
Путем Иова
У апостола Павла есть такие слова: Испытывайте самих себя, в вере ли вы (2 Кор. 13: 5). Что это значит? Это означает, что мы должны время от времени останавливать свой повседневный бег, обращать свой внутренний взор на то, что мы думаем, что чувствуем, что делаем, и задавать себе вопрос: какое внутреннее основание всё это имеет во мне? Основано ли это на каких-то обстоятельствах, на чьих-то мнениях, на какой-то человеческой логике – или краеугольный камень этого все-таки моя вера? Мы часто забываем испытывать себя подобным образом. Но есть в жизни такие экзамены, которые можно сдать только тогда, когда ты не просто веришь, а когда нет ничего важнее, больше и утешительнее этой веры в твоей жизни. И какое именно испытание в какой момент потребует от нас именно такой веры, мы не знаем. Зато мы знаем, что жить в перспективе вечности возможно уже здесь, на земле, – и, живя так, с упованием на грядущее, человек может выдержать абсолютно всё, предав себя и всё, что ему дорого, в руки Божии. И тогда не только после каких-то повседневных неприятностей, но и после самых настоящих трагедий мы будем продолжать полноценно жить.
В Священном Писании мы находим пример, который многих нецерковных людей пугает, – это пример праведного Иова. Большинство людей в этом мире надеется, что с ними ничего подобного не случится. Но христианское отношение к этому иное: нужно понимать, что этот пример дан нам не для устрашения, не для восхищения, не просто как далекая история из прошлого. Путь Иова – это путь каждого из нас: чей-то – на один процент, чей-то – на десять процентов, чей-то – на 120 процентов, потому что случаются с людьми в жизни вещи и тяжелей того, что с Иовом случилось. И когда мы перестанем воспринимать этот пример как нечто чужеродное нам, мы сможем приблизиться к тому состоянию сердца, из которого родились его слова: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1: 21).