Великопостная молитва

«Сокрушайся, душа моя; сокрушайся о тех благах, которые ты приняла от Бога и погубила. Сокрушайся о делах злых, сделанных тобою. Сокрушайся о всем том, в чем показал Бог Свое долготерпение к тебе. Придите, будем помышлять об оном страшном и грозном суде и следующем затем нашем осуждении». Преподобный. Ефрем Сирин

Великим постом каждый день читается удивительная молитва Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю!

Даруй ми зрети моя прегрешения,

И не осуждати брата моего

Яко благословен еси во веки веков.

Аминь.

Молитву Ефрема Сирина можно назвать великопостной молитвой, т. к. она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Великого поста.

Эта молитва читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы.

При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: “Боже, очисти мя, грешнаго”, — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.

В молитве перечисляются особым образом все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется список наших индивидуальных подвигов. Цель этих подвигов — освобождение от какого-нибудь основного недуга, направляющего всю нашу жизнь и препятствующего нам вступить на путь обращения к Богу.

Основной недуг — праздность, лень, нерадение, небрежность. “Праздность” — корень всех грехов, потому что она отравляет духовную энергию у самых ее истоков.

Плод праздности — уныние. Человек во власти уныния лишен возможности видеть что-либо хорошее или положительное; для него все сводится к отрицанию и пессимизму. Уныние — это самоубийство души.

Любоначалие — любовь к власти. Любоначалие в корне извращает наше отношение к другим людям, стараясь подчинить их себе. Оно может выражаться также в равнодушии, презрении, отсутствии интереса, внимания и уважения к другим людям.

После всего этого — празднословие. Только человек среди всех созданных Богом тварей получил дар речи. Слово спасает и убивает; слово вдохновляет и отравляет. Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию цен-ностей, приведя нас обратно к Богу.

Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия — смирение. Бог смиренным дает благодать и противится гордым.

За целомудрием и смирением естественно следует терпение. Терпение — божественная добродетель.

Венец и плод всех добродетелей, усилий и подвигов — любовь.

Все это сведено воедино в последнем прошении великопостной молитвы, в котором мы просим: “видеть свои прегрешения, и не осуждать брата своего”.

Перед нами стоит одна опасность: гордыня. Гордость — источник зла, и зло — источник гордости. Когда мы “видим наши грехи” и “не осуждаем брата своего”, тогда наш главный враг — гордость — уничтожается в нас.

Человек отпал от Бога весь целиком, душой и телом. И весь целиком человек должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу.          Спасение и покаяние – восстановление тела в его настоящем служении, как выражения жизни и духа, как храма бесценной человеческой души. Вот почему весь человек — душой и телом — кается. Тело участвует в молитве души, так же, как и душа молится не вне, а в своем теле.

Земные поклоны, знак покаяния и смирения, поклонения и послушания, являются отличительной чертой вели-копостного богослужения.

Молитва Ефрема Сирина некогда вдохновила Александра Сергеевича Пушкина на написание знаменитого стихотворения (22 июля 1836 г):

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Великого Пушкина и великого молитвенника Ефрема Сирина, учителя покаяния, роднит то, что в ранней молодости у них обоих было много безудержного и бурного.

Главная мысль, передаваемая через произведение «Отцы пустынники и жены непорочны…» в том, что поэт  не стремится к власти над материальным миром. Он избегает так называемого греха любоначалия, подразумевающего желание повелевать. Молитва Ефрема Сирина призвана помочь лирическому герою стихотворения обрести духовную крепость и духовное зрение. 

«Отцы пустынники и жены непорочны…» — гимн покаянию, которое несет за собой радость, духовное перерождение, позволяет по-другому взглянуть на прошлые ошибки.   

Молитву преподобного Ефрема в церкви читает священник, а молящиеся повторяют ее вместе с ним про себя, и в течение всего Великого поста она не только читается в храме, но и включается в домашнее молитвенное правило.

Чувствуя в своем сердце Бога, мы не можем без молитвы к Нему, без благословения Его ни начать, ни продол-жить, ни завершить никакого дела на земле.