Архим. Андрей (Конанос) объяснил, почему во время молитвы мы постоянно думаем о своих проблемах

Думаю (прости, если тебя обвиняю), что большинство из нас, когда молится, не приближается к Богу, чтобы стать самим ближе к Нему, но хотим, чтобы Он стал ближе к нам, то есть нам бы понравилось, что и у Него есть различные проблемы, к тому же стресс.

Мы бы хотели увидеть Его взволнованным, чтобы нам самим успокоиться. Спокойного Бога мы не выдерживаем. Бога, Который излучает спокойствие, молчание, тишину и бесстрастие, мы не хотим.

Это видно из жизни нашего Спасителя. Однажды Христос заснул в лодке. Поднялась буря. Опасность утонуть была реальностью. Ученики обеспокоились и прилагали все усилия, чтобы не попрощаться с жизнью. Пробудившийся инстинкт самосохранения привел их в ужас.

Христос наш предан всецело любви Божьей. Предан полному доверию Своего Отца. Ученики, вместо того чтобы взять пример с Его спокойствия и сказать: «Смотрите, какой Он спокойный! Было бы хорошо и нам стать такими! Господи, возьми и нас в Твою тишину. Помоги и нам прожить в Твоем мире!»  – говорили обратное: «Почему Он такой спокойный? Разбудите Его. Господи, тебя не волнует то, что мы погибаем? Почему спишь?» Наш ум питается суматохой и волнением!

Молитва есть превышение и упразднение ума. Хотя бы на немножечко. Из-за этого нам очень сложно сосредоточиться на молитве. Ведь наш ум говорит: «Если не думать о проблемах, как жить? Если не думать о разных происшествиях, болезнях, разочарованиях, волнении, нельзя работать. Это для меня как топливо». Так работает наш ум! Но наступает время, когда ты молишься, ощущая Божье присутствие. И ум уже уступает место сердечной безграничности и морю божественной тишины. Все же ты затрудняешься пройти через эти узкие врата, принять решение абстрагироваться от проблем. Из-за этого, можешь приметить, во время молитвы ты постоянно думаешь о разных темах, делах, обязательствах. Они могут быть и хорошими. Решение проблем, счета, которые надо оплатить, звонки, которые надо сделать, беседы или встречи, которые надо назначить. Не все плохие. Наш ум хочет постоянно думать: и о хорошем, и о плохом, о чем угодно. Был бы материал для обработки. Молитва есть в точности обратное. Это вход в пространство молчания, туда, где не существуют размышления и проблемы.

Мы настолько привыкли к раздумьям и мыслям, многим и лишним, что не можем выдержать даже пяти минут! Хотим постоянного интеллектуального напряжения. Не выдерживаем столько спокойствия. Это переживает каждый, когда едет на Святую Гору. И вообще, когда едет куда-то провести время в тишине. Все постоянно твердим: «Хочу отдохнуть, успокоиться». Когда же представляется удобный случай, не утихаем. Сами пытаемся создать себе проблему, чтобы было о чем размышлять. Постоянно просим напряжения. Мы привыкли к проблемам и драмам. Как наркоманы, которые не могут без своей дозы. Наша доза – это проблема. Если окажешься в пустой комнате, закроешь глаза и услышишь: «Успокойся. Здесь нет проблем. Выключи телефон, интернет, все выключи и успокойся», ты ответишь: «Не могу».

Из книги о. Андрея (Конаноса) «В браке есть свои сложности…»
Перевод с новогреческого Сергея Рудько