Преступление, покаяние и самое опасное животное. 5 святых с невероятным прошлым. Монахиня Елизавета (Сеньчукова)
В истории Церкви было множество святых с удивительной судьбой. Грешники, сумасшедшие, ничем не примечательные обыватели вырастали в великих праведников и героев веры.
Преподобный Иаков Постник: преступление и покаяние
В VI веке в Финикии (древнее ближневосточное государство на территории современных Сирии и Ливана) жил монах-отшельник Иаков. Был он чрезвычайно силен духом: например, в борьбе с блудными желаниями он отсек себе руку. За его решимость бороться с грехом, искренние молитвы, глубокую веру и любовь к Богу и ближнему Иакову была дарована способность исцелять тяжкие недуги и изгонять бесов. Этот дар и стал для него огромным испытанием, чуть не погубившим душу праведника.
Однажды к Иакову привели совсем юную девушку, одержимую злым духом. Иаков долго молился о ней, и, наконец, дух оставил ее. Для закрепления эффекта девицу оставили у Иакова на несколько дней, и это была огромная ошибка. В последнюю ночь монах поддался страсти и изнасиловал девочку, а испугавшись своего преступления – убил, а труп утопил.
Придя в себя после содеянного, Иаков совершенно отчаялся и бежал. В течение долгого времени он скитался по пустыне, скрываясь от гнева Божия и правосудия человеческого, и, наконец, пришел к одному монастырю, где смог принести покаяние
Понимая, что совершенное им – преступление тяжелейшее, для искупления которого исповеди явно мало, он ушел еще глубже в пустыню, выкопал себе могилу и в ней жил еще десять лет, лишь в конце жизни получив откровение от Господа, что его грех прощен.
Старец-девица Досифея: преодоление гендерных стереотипов
Жила-была в XVIII веке девочка Даша. Когда ей было два годика, она вместе с мамой и папой поехала в Вознесенский монастырь у стен Московского Кремля (в 1929 году он был разрушен) в гости к бабушке-монахине, да там и осталась. В девять лет ребенка вернули родителям, но жизнь в миру ей уже не нравилась. До шестнадцати лет Дарья совершенно в духе подросткового максимализма спала на досках, строго постилась и отказывалась от развлечений, а потом сбежала, переодевшись в мужскую одежду, в Троице-Сергиеву лавру.
Устроиться в лавре было непросто. Девушка притворилась молодым человеком, но этого было мало: убедительной биографии у нее не было. Она назвалась беглым крестьянином, а таких в монастырь брали только с высочайшего дозволения. Тем не менее, Досифею (так назвалась Дарья) разрешили нести послушание в обители.
Счастье продолжалось всего три года – в Сергиев Посад приехали отчаявшиеся родители Дарьи и узнали в молодом послушнике беглую дочь. Девица быстро поняла, что дело идет к разоблачению, и снова бежала – на этот раз в Киев. В Киево-Печерской лавре ее не приняли, и она ушла на юг города, в местечко Китаево. Там Дарья-Досифей выкопала себе пещеру и стала жить в молитве, питаясь чем придется.
О странном подвижнике поползли слухи, вышедшие далеко за пределы города. В Санкт-Петербурге как раз закончились дворцовые перевороты, к власти пришла дочь Петра I императрица Елизавета Петровна, и однажды находясь в Киеве, решила навестить этого чудесного монаха. Велико же было удивление правительницы, когда она узнала, что Досифей еще не в постриге! Она немедленно распорядилась исправить оплошность, и Дарья стала Досифеем официально – ее постригли в рясофор в Киево-Печерской лавре.
Досифей продолжил жить в затворе, но благодаря своей добродетели и молитве стал известным старцем, и многие приходили к нему за духовным советом. Среди них, например, был купеческий сын Прохор Мошнин из Курска – будущий преподобный Серафим Саровский. Открылась тайна Досифеи совершенно случайно, уже после ее смерти. А келья ее и ныне привлекает паломников.
Тенева из Глазго: грех и жертва
Святитель Кентигерн (Мунго), епископ Глазго
Очень странная история произошла в конце VI века в шотландском городе Глазго. Юная принцесса Тенева внезапно оказалась беременной, да и не от кого-то, а от правителя соседнего государства (Регед) Оуэна ап Уриена. Есть мнение, что благородный король просто-напросто совершил насилие над доверчивой девочкой. Но разбираться никто не стал: согрешила так согрешила. Папочка Теневы велел сбросить ребенка со скалы. Девушка чудом выжила, но домой по понятным причинам не вернулась. Она добралась до города Калросса, где ее приютил епископ святой Серф. Он и стал названным отцом ее сына – Кентигерна. Он тоже был прославлен в лике святых, а известен он больше под именем Мунго. Помните в цикле книг про Гарри Поттера больницу для волшебников? Больница святого Мунго. Того самого. Что же касается кровного отца Мунго, который бежал от соблазненной им девушки и ни разу не поинтересовался собственным сыном, то он стал прототипом одного из Рыцарей Круглого стола. Вот такой благородный человек был.
Преподобная Мастридия: «Глаза б мои тебя не видели»
В Египте жила одна благочестивая девушка с удивительным именем Мастридия. Была она чудо как хороша собой, но ее это не интересовало: она лишь молилась и рукодельничала. Однажды у нее появился надоедливый поклонник. Буквально не давал ей проходу. Бедная Мастридия даже в храм уже не могла выйти без докучливого внимания юноши. Терпение у нее лопнуло, и она пригласила молодого человека в гости. Юноша обрадовался, взял, наверное, цветы и конфеты (или что там в раннем средневековье полагалось девушкам носить) и пошел к Мастридии в гости. Хозяйка встретила его радушно, усадила за стол и вдруг спросила: «А что тебе во мне особенно нравится?» Юноша растерялся и, заикаясь от волнения, ответил: «Твои прекрасные глаза». Мастридия взяла ткацкий челнок, которым работала, и выколола себе глаза. Молодой человек, потрясенный (что не удивительно) этим поступком, встал на путь покаяния и предался аскетической жизни.
Святой Варвар Луканский: человек – самое опасное животное
В IX веке в Северной Греции орудовал некий крайне жестокий разбойник. Даже имени его не сохранилось: звали его просто «варвар», «язычник». Есть мнение, что был он сначала мусульманским воином, но когда его армия потерпела поражение, стал жить разбоем. Впрочем, его религиозная принадлежность не слишком важна, а важна история жизни после покаяния. Покаялся, кстати, он тоже интересно: посмотрел на кучу награбленного и понял, что так жить нельзя. Или, по другой версии, решил убить священника, пришел в храм, но понял, опять же, что так нельзя, и раскаялся. В любом случае, к священнику он пришел, исповедал свои грехи, от своих сокровищ отказался и попросил пустить его жить. Священник согласился, а Варвар не пошел за ним, а пополз на четвереньках, как животное. И жить стал со скотом.
Через некоторое время Варвар все так же, на четвереньках, ушел в лес, где жил двенадцать лет. Изнуренный, почерневший от зноя и холода, он и вправду стал походить на животное. Но душа его ликовала – Господь открыл бывшему разбойнику, что не только простил его, но и даст ему мученическую смерть. Это было не совсем обычное мученичество.
Однажды по лесу, где жил Варвар, шли купцы. Услышав из кустов шорох, они испугались и выстрелили наугад. Когда они подошли посмотреть, какую же дичь они подбили, их охватил ужас: перед купцами был смертельно раненый человек. Но Варвар ничуть не осудил своих случайных убийц – напротив, просил их не тревожиться и передать информацию о его кончине священнику, приютившему его после покаяния. И умер. И его потемневшее звероподобное тело осветилось небесным Светом. А мощи его почитаются как чудотворные.
Монахиня Елизавета (Сеньчукова)