«Жeны-мирoноcицы у Грoба Гocпoдня»: первая икона Воскресения
Сцена «Явление ангела женам-мироносицам» — самый ранний образ Воскресения. Его изображали в иконах, в мозаиках и фресках, в книжной миниатюре и прикладном искусстве. Ирина ЯЗЫКОВА разбирает фреску купола храма Пантократора монастыря Высокие Дечаны в Косово
Жены-мироносицы у Гроба Господня. Фреска купола храма Пантократора монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия, сер. XIV в.
В Православном календаре третье воскресенье по Пасхе именуется Неделей жен-мироносиц. Оно посвящено тем женщинам, которые первыми восприняли весть о Воскресении Христа. Как свидетельствуют евангелисты, рано утром они пришли ко гробу, где было положено тело Господа после Распятия, чтобы оплакать Его и по иудейскому обычаю помазать благовонными маслами, миром (поэтому они мироносицы). Но камень был отвален, гроб — пуст, и тела в нем не было! Ангел возвестил им, что Христос воскрес. Эту радостную весть женщины принесли апостолам.
Церковь воспевает жен-мироносиц как первых благовестниц: «жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом» (Стихиры пасхи). В иконографии также им уделено особое внимание, из всего пасхального цикла сцена «Жены-мироносицы у гроба Господня» (или «Явление ангела женам-мироносицам») — самый ранний образ Воскресения. Его изображали во всех видах искусства – в иконах, в мозаиках и фресках, в книжной миниатюре и прикладном искусстве.
Ярко и радостно этот образ запечатлен на фреске из монастыря Дечаны (XIV в.), Сербия. Здесь мы видим двух женщин, недоуменно беседующих между собой. В руке одной из них сосуд с миром. Ангел в белых одеждах восседает на каменной гробнице и, обращаясь к женщинам, указывает на пещеру, в которой видны погребальные пелены и плат. Согласно Евангелию, Ангел говорит: «что вы ищете Живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес!» (Лк. 24:6). Внизу лежат спящие воины, которым было поручено сторожить гроб. Следующая сцена изображает этих же женщин, возвещающих весть о Воскресении апостолам.
Композиция вписана в треугольный сегмент свода храма и обрамлена красивым орнаментом. Живопись исполнена мастерски, сияющими прозрачными красками. Сочетание глубокого синего неба, цветных горок, разноцветных одежд создает впечатление праздничности и приподнятости. Роспись исполнена в середине XIV веке, в период наивысшего расцвета сербского искусства.
Монастырь Высокие Дечаны — главный сербский монастырь в Косово, обладающий самым большим из сохранившихся циклом росписей. Монастырь был основан в 1327 г. королем Сербии Стефаном Дечанским, который в 1331 г. был похоронен в стенах этой обители. Строительство продолжил его сын Стефан Душан, роспись стен храма Пантократора была завершена к 1350 г.
Ирина ЯЗЫКОВА