Мир как война. Протоиерей Андрей Ткачев
Вы обращали внимание на то, сколь тонка грань между войной и миром? Позвольте пару слов на эту тему.
Люди, возвращающиеся с реальной войны, часто проигрывают во время мира. Они, просмоленные огнями походных костров и обдутые свистом пуль, на гражданке нередко способны отчаяться и «сдуться». Даже жизнь свою заканчивают нередко самоубийством, хотя смерти в глаза не раз смотрели. Психологи придумывают всякие синдромы: «афганский», «чеченский», «вьетнамский» и проч. И ведь если вчерашний воин на гражданке лезет в петлю, то это не от благородства души, а от слабости. Нет у нас, слава Богу, культуры самурайского ритуального самоубийства. А слабость есть. Что это и откуда?
Это от непонимания обычной жизни, чья природа – скрытая и непрекращающаяся война: с одиночеством, безденежьем, предательством, враньем повседневным, мышиной возней и т.д. Стоит погрузиться в эту тему.
От воина что требуется среди опасностей? Чтобы он был как Рембо? Вовсе нет. Рембо один бывает, да и то только в кино. А обычный солдат должен для начала просто крысой не быть. Не «хомячить» свой паек в одиночку. Обязан жить по суворовскому принципу «сам погибай, а товарища выручай». Он не обязан незаметно ползать, как змея, нюхать воздух, как гончий пес, и быть мускулистым, как Шварценеггер в лучшие годы. Оставим эту чушь для Голливуда. Терпение нужно ему в первую очередь. Терпение, чувство локтя и человечность. Но разве не то же самое нужно ежедневно всем вообще людям? Да и чем мы вообще занимаемся с утра до вечера всякий день, как не войной? Ведем постоянную рукопашную схватку в кромешной тьме с неизвестным противником, а иногда – с неузнанным другом. Как у Высоцкого: «Если друг оказался вдруг, / И не друг и не враг, а так…»
Жизнь повседневная – это война, друзья мои, хоть не сразу это понятно или заметно. И навыки выживания нам нужны одинаковые. Солдаты говорят: там все честнее и проще. «Сам стреляй, а то убьют». А на гражданке все улыбаются: «Как ваши дела?», «Доброго дня!», «Чем могу вам помочь?» (это в магазине). Но никто помогать не спешит, и до ваших дел никому особого интереса нет. Людей вокруг много, а поговорить не с кем. Так давайте же опознаем признаки специфической войны в условиях, когда сирена не гудит и самолеты огнем не плюются.
Горячие войны именно потому и происходят, что в мирное время мы войну не замечаем и, следовательно, неизбежно ее проигрываем. Проигрываем жадности, доверяемся сплетням, разносим слухи. И тогда энергия ненависти и отчужденности накапливается и выливается из чаши через край. Вот вам и вооруженные конфликты с настоящей кровью. Отсюда именно.
От всякого человека требуется ежедневное преодоление себя. Требуются выносливость и мужество. То же самое требуется, что и от солдата в окопе. Кто сказал, что честность возможна только под пулями, а в теплом офисе честности и братства быть не должно? Разве для мужества и братства нет места сегодня, прямо сейчас? И еще стоит крепко поразмыслить на тему «Кому больше мужества требуется: уставшей маме с выводком детей или мужику в камуфляже и с автоматом?»
Если человек успешно жил на адреналине, пьянел от опасности и снимал с себя всякую нравственную нагрузку, а на гражданке озлобился, спился или в бандиты подался, то это нехороший человек. И в жизни он ничего не понял, кроме того, что можно запугивать слабых и бить беззащитных, копируя кого-то виденного на экране. Путешествие такого «джентльмена удачи» в петлю или с крыши вниз следует считать закономерным возмездием за хищный характер и ложное мужество.
Я на полном серьезе считаю всю жизнь войной. Знали бы вы, какие повседневные схватки выдерживает учитель с современными разболтанными, охамевшими и самоуверенными детьми, а также с точно такими же их родителями. Какую войну с собственной слабостью терпит всякий одинокий старик, для которого поход в магазин за хлебом давно превратился в опасное и долгое путешествие. А как ежедневно воюют за Церковь Христову и все святое некоторые монахи или епископы! А чего стоит содержать семью единственному кормильцу! И как тяжело бывает просто чужую тайну не разболтать, не осудить или просто сдержаться от произнесения лишнего слова! Ведь это подлинный поединок с самим собой.
Да вы и сами все это знаете, только войной до сих пор это не считали. А зря. Научись мы правильно перевязывать друг другу житейские раны, не пришлось бы нам так часто читать некрологи или собирать деньги на протез очередному бойцу, подорвавшемуся на мине в горячей точке.
Нет мира на земле после грехопадения. Воюют не только государства и системы. Воюют мужья и жены, родители и дети, высокомерные начальники с рабами-подчиненными (и наоборот). Воюют отцы с теми, кто хочет продать наркотики их детям. Воюют экологи с теми, кто безбожно загадил и речку, и лес, и дачные огороды. И так далее. Почти до бесконечности. А раз мы воюем, то и нужны нам воинские добродетели, из которых самое последнее место занимает умение быстро и метко стрелять. Воинские добродетели – это преодоление страха и эгоизма. Это вечная борьба с самим собой, чтобы не перестать внезапно в один прекрасный день быть человеком.
И это мы еще к вратам смертным не приблизились. А ведь и там будет великая битва. От малодушия и безверия в Тот день вся прожитая жизнь может бесполезно рассыпаться, как домик из песка.
Когда Толстой писал «Войну и мир», он писал не про войну и ее отсутствие. Он писал про войну и вселенную. Поэтому буква «и» в слове «мир» правильно должна писаться, как «i». По правилам старой орфографии такое прочтение слова «мiр» означает не спокойное бытие, а поверхность земли, заселенную человеком. Это потому, что везде, где есть человек и человеческое общество, там же везде есть и война в более или менее закамуфлированных формах.
Заканчивать пора, но есть еще вот что. В кондаке Святому Кресту последний назван «пособием» (помощью, то есть) христианскому роду, «оружием мира» и «непобедимой победой». То есть Христос, крестную муку претерпев, победил мир со всеми его грехами. Так и сказал: «Дерзайте, Я победил мир». И Крест Господень – это оружие, приносящее мир человеку. Это победа непобедимая. Это всегдашнее пособие. Под этим знамением и нужно вести свои тяжелые, не всегда различимые для глаза ежедневные войны.
Материал с сайта ПРАВОСЛАВИЕ.РУ