Духовный смысл праздника Благовещения Пресвятой Богородицы
Событие праздника Благовещения отражено в Священном Писании – об этом повествует апостол и Евангелист Лука: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет -Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк.1:26-38).
Между Благовещением и Рождеством Христовым — девять месяцев, то есть срок вынашивания ребенка.
Название праздника — Благовещение — передает главный смысл его: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа.
Благовещение и момент Введения Пресвятой Богородицы во храм разделяют немногим более одиннадцати лет. До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме. Но, по закону, по достижении этого возраста она как совершеннолетняя должна была либо вернуться к родителям, либо выйти замуж.
Святые Иоаким и Анна к тому моменту уже умерли, а юная Мария за одиннадцать лет своего пребывания при храме так пламенно возлюбила Бога, что решила полностью посвятить себя Ему, дав обещание не вступать в брак. Тогда Марию обручили дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, известному своей праведной жизнью. Таким образом, Дева Мария формально, с точки зрения закона, считалась женой Иосифа, но в действительности ей не была.
Иосиф был вдовцом и имел от первого брака немалое семейство. Его дом находился в Назарете Галилейском, где Иосиф занимался плотницким ремеслом. Само Благовещение произошло спустя четыре месяца по обручении. «И в это же мгновение, действием Святого духа, совершилось во святой утробе Ее несказанное зачатие, без услаждения плотского, но не без восторга духовного. В сем наслаждении Ее духа и зачался Сын Божий, “Слово стало плотию, и обитало с нами” (Ин.1:14). Вот почему Церковь Христова призывает нас радоваться. Вот почему земля прославляет славу Божию: свершилось великое событие в жизни всего человечества – Архангел Гавриил в святом благовестии принес нам радостную весть о том, что настало избавление, что Христос, обетованный Мессия, родится от Девы Марии. Празднуя Благовещенье, мы празднуем начало новозаветного дня. Настало время исполнения святого обещания Господа о “Семени жены, Которое сотрет главу змия” (Быт.3:15)», – пишет святитель Димитрий Ростовский.
Значение Благовещения Господня и богословский смысл Праздника
Благовещение Пресвятой Богородицы – это праздник как Господа нашего Иисуса Христа, так и Его Божьей Матери. Господским он является по причине непосредственного отношения к зачавшемуся в сей день во чреве Пресвятой Богородицы Иисусу Христу; а Божьей Матери, поскольку неотделим от Лица, Которое способствовало в зачатии и вочеловечении Слова Божия.
Величие и достоинство Пресвятой Девы Марии невозможно описать. Неспроста самое важное место в Церковной иерархии уделено именно Ей. Ее ждали все роды. Она дала Божественному Логосу человеческую природу. Так, Лицо Пресвятой Богородицы тесно соединяется с Лицом Иисуса Христа.
Отличительной чертой всех святых, действительных членов Тела Христова, является тот факт, что они все любят Богородицу. Нет ни одного подвижника, который бы не любил Приснодеву и не преклонялся перед Ее величием.
Благовещение Пресвятой Богородицы – это начало всех Господских праздников. В тропаре праздника поется: «днесь спасения нашего главизна, и таинства предвечного явление…».
В истории человечества не было более важной новости, чем известие Архангела о воплощении Божия Сына. Это исполнение данного Адаму и Еве после их падения обетования (см.Быт.3:15), так называемого «первоевангелия».
Благая весть, евангелие, благовещение – это исправление событий происшедших в осязаемом Эдемском раю. Тогда с женщины началось падение со всеми его последствиями, теперь же женщина становится началом всех благ. Богородица становится новой Евой. Там был осязаемый рай – здесь Церковь. Там Адам – здесь Христос. Там Ева – здесь Мария. Там древний змей – здесь Архангел Гавриил. Там шепот змея-дракона Еве – здесь приветствие Архангела Деве Марии. Так был исправлен проступок Адама и Евы.
Архангел Гавриил называет Богородицу «Благодатной». «Радуйся Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1:28-29). Пресвятая Дева именуется «Благодатной» и характеризуется «благословенной», потому что с Ней Господь.
Согласно многим отцам Церкви, в Божию Благодать Богородица облеклась еще задолго до Благовещения. Пребывая во святая святых Храма, Приснодева достигла «святая святых» духовной жизни, которым является обожение.
Согласно толкованию свт. Григория Паламы, для его достижения Приснодева использовала особый метод богопознания (Θεογνωσία) и богообщения (Θεοκοιωνία). Речь ведется о безмолвии — исихастическом пути богопознания. Пресвятая Дева осознала, что посредством логики, чувств, фантазии, человеческой славы или разума достигнуть Бога невозможно. Она умертвила в Себе все эмоциональные силы души и посредством разумной молитвы активизировала разум. Так Она пришла к озарению и обожению, сподобилась стать Матерью Христа и дала Свое непорочное тело Божественному Логосу. Ее наполняли не просто добродетели, но боготворящая благодать Всесильного Бога. В сравнении с людьми Богородица имела полноту Божественной благодати. Разумеется, что полнотой благодати обладает только Христос, как Слово Божие, однако Приснодева приняла полноту от неисчерпаемой полноты благодати Своего Сына. По отношению к Христу Она стоит на ступень ниже, поскольку Христос обладал полнотой благодати «по природе», в то время как Богородица в силу Своего участия. Что же касается людей, то Матерь Божья несравненно выше всех, когда-либо рожденных на земле.
Ни один человек не приходит в этот мир освобожденным от первородного греха. Как само падение Адама и Евы, так и его последствия были унаследованы всем человеческим родом. Вполне естественно, что не была от него избавлена и Пресвятая Дева. Слова апостола Павла четки: «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23). Из Павлова выражения видно, что грех является лишением Божией славы, а также что никто из людей не освобожден от него. Следовательно, и Богородица несла на Себе бремя первородного греха. Но возникает вопрос, в какой же момент жизни Она от него освободилась?
Лишение Божией славы и утрата богообщения неминуемо имело и телесные последствия: в тело прародителей вошли порча и смерть. Воспринятие Христом с вочеловечением этого смертного и страждущего тела послужило исправлением последствий Адамова падения. Обожение, как и озарение разума, присутствовало еще в Ветхом Завете, однако тогда еще не была онтологически упразднена смерть и по этой причине боговидцы и пророки уходили в ад. С воплощением и воскресением Христа человеческая природа обожилась и этим была дана возможность обожения каждому человеку. Становясь посредством святого Крещения членом воскресшего и обожествленного Тела Христова, человек освобождается от первородного греха.
Богородица, как и все мы, родилась с бременем первородного греха, и Ее тело унаследовало все последствия порчи и смерти. Со входом во святая святых Иерусалимского Храма Она стяжала обожение, которое, однако, было еще недостаточным для освобождения от последствий первородного греха (порчи и смерти) по причине того, что божественная и человеческая природы еще не соединились в Ипостаси Сына Божия. Таким образом, когда силой Пресвятого Духа во чреве Пресвятой Девы божественная природа соединилась с человеческой, в этот момент Богородица первой вкусила освобождение от первородного греха. Произошло то, чего не смогли своим свободным подвигом достичь Адам и Ева. Во время благовещения Приснодева достигла несравненно высшего состояния, чем то, в котором находились Адам и Ева до своего падения. Богородица сподобилась вкусить завершительной цели творения.
Пресвятая Богородица не нуждалась в приходе дня Пятидесятницы. Также Ей не было необходимости принимать крещение. Пережитое апостолами в день Пятидесятницы, когда силой Святого Духа они соделались членами Тела Христова, и происходящее со всеми нами во время таинства Крещения — с Божьей Матерью произошло в день Архангелового благовещения.
В этой перспективе необходимо истолковывать и слово св. Иоанна Дамаскина, что в день благовещения Богородица приняла Духа Святого, очистившего Ее и подавшего Ей силу вместить Божество Слова, а также силу родить Его. Это означает, что от Святого Духа Приснодева приняла благодать не только Ее очищающую, но и «вмещающую», и «рождающую» Божественное Слово как человека.
Достоин особого внимания ответ Пресвятой Богородицы на известие Ангела о рождении Христа: «се раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк.1:38). Сколь выразительно послушание Непорочной слову Архангела! Это послушание Божию слову, послушание чему-то странному и невероятному для человеческой логики. Она подчинила Свой разум Божией воле.
Одно из преданий гласит, что в момент Благовещения все ветхозаветные праведники и все человечество вкупе с волнением ожидали ответа Богородицы. Они были объяты страхом, а вдруг Она испугается, откажется и не повинуется Божьей воле?!
Каждый раз, когда человек стоит перед подобной дилеммой, в силу обладания свободной волей он волен сказать да или нет, как это было с Адамом и Евой. То же самое могло произойти и с Пресвятой Богородицей. Однако Приснодева не могла ответить отрицательно. И это не потому, что Ее воля не была свободна, а наоборот – Она обладала действительной свободой, которой является естественное желание.
Достигнув обожения, Дева Мария не могла не повиноваться Божией воли и не согласиться содействовать воплощению Сына Божия.
В день Благовещения Пресвятой Богородицы силой и действием Пресвятого Духа произошло зачатие Иисуса Христа. В одном из богородичных праздников Церковь воспевает: «Гавриил вещавше Тебе Дево радуйся со гласом воплотившеся всех Владыко». Это означает, что для зачатия не понадобились часы или дни, но оно произошло в момент самого благовествования.
Говоря о зачатии Христа посредством творящей энергии Пресвятого Духа, нельзя не отделять Святого Духа от Пресвятой Троицы. Из святоотеческого предания известно, что энергия Троичного Бога едина и общна. Создание мира человека, как и их воссоздание, произошли и происходят посредством общей энергии Троичного Бога. Следовательно, Тело Владыки Христа было сотворено не только Святым Духом, но и Отцом и Им Самим — Богом Сыном, то есть всей Пресвятой Троицей. Так Бог Отец благоволил воплощение Своего Единородного Сына; Бог Сын и Слово Божие исполнил его; а Бог Святой Дух завершил.
Зачатие Иисуса Христа во чреве Пресвятой Богородицы произошло в безмолвии и в тайне ото всех, а не с грохотом и потрясением. Никто — ни Ангелы, ни люди, не могли в тот момент осознать полноту величия происшедшего. Пророк Давид пророчествовал об этом событии следующими словами: «Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю» (Пс.71:6). Как капли дождя падают на овечью шерсть бесшумно и не вызывают порчи, так и Христос Своим зачатием не причинил ни шума, ни порчи девственности Богородицы. Поэтому Пресвятая Мать была Девой до родов, пребывала ею во время родов, и осталась Девой после родов. Символом этого являются три звезды, которые всегда изображаются иконописцами на челе и двух плечах Пресвятой Богородицы.
Происшедшее во чреве Пресвятой Богородицы соединение божественной природы с человеческой составляет непосредственное обожение второй. Другими словами, с мгновенья их объединения происходит и уже во веки существует обожение человеческой природы. Характерны слова св. Иоанна Дамаскина: «одновременно плоть, одновременно Бога Слова плоть». Это означает, что между зачатием и обожением человеческой природы отсутствовал промежуток времени, и таким образом обожение произошло непосредственно в момент зачатия.
Как следствие этого события Пресвятая Дева во веки стала называться «Богородицей». Она действительно родила Бога, Которого на протяжении девяти месяцев носила в Своем непорочном чреве, а не просто одаренного Божией благодатью человека.
На протяжении целых девяти месяцев, Христос день и ночь питал Своей освященной кровью Пресвятую Деву Марию. Этот пример лучше других отображает непрерывное богообщение, непрекращающуюся связь и общение Божиих угодников со Христом, которое, основным образом, произойдет в другой жизни. Итак, Богородица является прообразом века грядущего, образом рая.
Согласно Святым Отцам Церкви (свт. Григорию Нисскому, прп. Максиму Исповеднику, прп. Симеону новому Богослову, прп. Никите Стифату и многим другим), происшедшее с Богородицей «по телу», происходит «по духу» с каждым, чья душа девствует, т.е. очищается от страстей. Родившийся однажды «по плоти» Христос всегда желает родиться «по духу» от жаждущих этого, и стать младенцем посредством различных добродетелей, формируясь в чающих Его прихода.
Благовещение Пресвятой Богородицы — это благовещение всему человеческому роду о воплощении Сына и Слова Божия. Этот всемирный праздник должен содействовать празднику личному — личному благовещению. Мы должны принять прелюдию нашего спасения, величайшее известие в нашей жизни.