Великий пост

В Посту нужно быть требовательным к себе и снисходительным к другим

Святоотеческая мудрость

Великий  Пост – важнейший и самый древний из многодневных постов. Это время подготовки к самому большому празднику, празднику Святой Пасхи.

Великий пост, который в этом году начинается 18 марта,  напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников —  Светлого Христова Воскресения.

Это время, когда меняется богослужебная жизнь, и вслед за ней меняется и наполнение повседневной жизни христиан – людей, для которых Церковь является частью их бытия. Главным наполнением жизни становится покаяние. Для христианина это слово имеет совершенно особый смысл.

В греческом языке «покаяние» означает «перемену ума». Под этим подразумевается перемена всего человека – образа его жизни, действий, слов, мыслей. Человек должен осознать собственную неправду перед Богом и перед людьми.

«Не все коту Масленица», — говорили наши мудрые предки, намекая на то, что вслед за праздничным весельем неизменно приходит время усердного труда. Такой духовной работой над собой для каждого христианина является Великий Пост, предшествующий празднику Пасхи.

В последнее воскресенье перед постом впервые читают в православных храмах молитву святого Ефрема Сирина.

В преддверии испытания каждый верующий просит у Господа не оставить его в далекой пустыне, чтобы дух праздности и уныния не сломил веры.  «Целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви» просим мы, ведь именно эти бесценные дары подпитывают наши духовные силы в дни особенно трудные.

Великий Пост – это испытание веры. Первые его сорок дней – Четыредесятница – напоминают нам о сорокадневном пребывании Спасителя в пустыне, в которую Он удалился вскоре после Крещения.

В течение этого времени каждый верующий уподобляется Иисусу Христу,  постившемуся в пустыне.

Последняя неделя поста – Страстная Седмица – установлена в  воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа.  Неудивительно, что к Великому Посту мы готовимся так тщательно – из всех многодневных он самый строгий.

Строгий отказ от скоромного существовал еще в апостольские времена. Правда, тогда церковный Устав был куда строже. Но учитывая человеческую немощь,  строгие постановления были смягчены. Но в первую и последнюю (Страстную) седмицы пост по—прежнему остается строжайшим.

Строгость поста заключается в том, что помимо мяса, яиц, молока, жиров животного происхождения и вина, в пищу не разрешается употреблять рыбу (кроме праздника Благовещения – 7 апреля), постное масло (кроме субботних и воскресных  дней) и  есть более чем раз в день (кроме субботы и воскресенья).

В Страстную Седмицу предписывается сухоядие (пища не варится и не жарится), а в пятницу и субботу – полное воздержание от пищи. Но есть в великопостных молитвах такие слова: «поститесь постом приятным». Святые отцы советовали каждому соизмерять силы, и больше чем о теле, заботиться об очищении своей души. Засыпать с молитвой на устах и просыпаться в молитвах – в этом и заключается истинный смысл духовного подвига человека. Нужно не забывать, — говорил Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, что пост телесный является вспомогательным в посте духовном. И жажда телесная, которая  рождается в нас в эти дни, должна перерастать  в жажду Христа и Божией благодати.

Ведь зачем человек постится телесно? Чтобы высвободить силы для работы духа. Смысл поста в том, что, ограничивая, утруждая свою плоть, человек дает возможность работать своему духу, направляя все силы к Богу. Он ходит в храм, молится, внимательно следит за самим собою, своей внутренней жизнью, удаляется от бесполезных вещей и бессмысленного времяпрепровождения, творит добрые дела. Человек, начинающий жить по принципам самоограничения, на самом деле расцветает, у него появляются силы. Мы все жалуемся на нехватку времени. Но, если мы удаляемся от тех занятий, которые нам, в общем-то, не нужны, у нас высвобождается огромное количество времени.

Великий пост – это то время, когда можно поупражняться над самим собой. Во время поста, прежде всего, нужно воздержаться от того, чтобы не «поедать» друг друга. Это – главное. А значит, в эти дни больше, чем обычно, следует молиться, читать Слово Божие, причащаться Таин Христовых и участвовать в Таинствах Соборования, а также совершать дела милосердия и человеколюбия. Быть добрыми к родным и  близким, никого не осуждать, ни с кем не ссориться, избегать раздражительности.

Покаянная молитва святого Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, и  празднословия,  не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве  даруй ми,  рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПОСТЕ

Истинный Пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Не в судах и сварах  поститеся. Не ешь ты мясо, но поедаешь брата.

Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах.

 (Святитель Василий Великий)

В наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись  с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве  и  гибели своей, тогда  получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не  уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе.                                               

(Из писем игумена Никона (Воробьева))

Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постится и око, и слух, и руки, и все наше тело.

Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утеши скорбящих и плачущих, будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния.

 (Святитель Иоанн Златоуст)