Гимнография праздника Троица

В древней Христианской Церкви под Пятидесятницей подразумевался как сам этот праздник, так и промежуток времени, отделявший от него Пасху. В III и особенно в IV веке Пятидесятница — это уже повсеместно распространенное торжество, сопровождаемое различными богослужебными обрядами и обычаями. В древней Церкви в этот день совершались массовые Крещения. Святитель Иоанн Златоуст пишет об обычае украшать в праздник Пятидесятницы дома христиан зелеными ветвями.

Особенности богослужения

Пятидесятница — единственный из двунадесятых праздников, который не имеет предпраздненства. Ей предшествует Троицкая родительская суббота, посвященная поминовению усопших.

Подобно Рождеству и Крещению, Пятидесятница имеет и второй день праздника — День Святого Духа.

Отдание Пятидесятницы совершается в следующую за ней субботу — накануне Недели всех святых.

Всенощное бдение праздника Пятидесятницы каких-либо особенностей не имеет. За праздничной Литургией мы впервые после Пасхи поем молитвы «Царю Небесный …» и «Видехом свет истинный…». Многодневное воздержание от этих любимых верующими текстов рождает в их душе ожидание, подобное тому, которым были исполнены апостолы в день сошествия на них Святого Духа.

В русской традиции праздник Пятидесятницы называется также Троицей. Троическое богословие ясно присутствует в его богослужении, например, стихира Пятидесятницы на Господи, воззвах на Славу, и ныне:

«Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце со Святым Духом; Отец бо безлетно роди Сына Соприсносущна и Сопрестольна, и Дух Святый бе во Отце с Сыном прославляемь: едина Сила, едино Существо, едино Божество, Ему же покланяющеся вси глаголем…»

И затем перифраза Трисвятого:

«Святый Боже, вся содеявый Сыном содейством Святаго Духа, Святый Крепкий, Имже Отца познахом и Дух Святый прииде в мир, Святый Безсмертный Утешительный Душе, от Отца Исходяй и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе».

К Литургии дня праздника присоединяется вечерня дня Святого Духа, именуемая еще “Вечерней коленопреклонения”.

В период от Пасхи до Пятидесятницы Церковь не благословляет христианам совершать коленопреклоненные молитвы, т.к. это период сугубой радости и ликования. День сошествия Святого Духа на апостолов — это день, когда апостолы подлинно научились тому, как им надлежит молиться Богу, прославляя и благодаря Его за ниспосылаемые Им милости. Именно через преклонение колен все верующие в православных храмах в этот день свидетельствуют о своей любви и благодарности Богу за все Его дары. Преклонив колена, на вечерне христиане выслушивают продолжительные молитвы, произносимые также стоящим на коленях — в Царских вратах — священником; эти молитвы обращены к Лицам Пресвятой Троицы.

Тропарь и кондак праздника Пятидесятницы

Тропарь праздника Пятидесятницы: “Благословен еси Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе”.

Перевод тропаря: “Благословен Ты, Христос Бог наш, явивший рыбаков (большинство из апостолов прежде своего призвания Иисусом были рыбаками) премудрыми через ниспослание им Духа Святого и ими уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе”.

Здесь говорится о том удивительном просвещающем действии Святого Духа, которое даже простых рыбаков превратило в людей, способных привлечь к истине Христова учения весь мирсю вселенную.

Кондак праздника: “Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим всесвятаго Духа”.

Перевод кондака: “Когда Ты сойдя смешивал языки, Всевышний, Ты разделял народы; когда же Ты раздавал огненные языки, Ты призвал всех к единению. И мы в согласии славим всесвятого Духа”.

Этот текст говорит о том, что в день Пятидесятницы преодолевается разделение языков, бывшее при построении Вавилонской башни (Ветхий Завет, история допотопного человечества), которое явилось своего рода карантином для возгордившихся людей и послужило тому, что они перестали понимать друг друга, и их дерзкие планы достать престола Божия не осуществились. Дар говорить на языках других народов, который получили апостолы, способствовал проповеди Евангелия по всему миру и достижению духовного единения всего человечества.

Содержание паремий, Евангелия и Апостола праздника Пятидесятницы

Первая паремия — книга Числа 11:16-17,24-29 – говорит об исполнении Духом семидесяти еврейских старейшин во времена Моисея, которое является ветхозаветным прообразом Новозаветной Пятидесятницы.

Вторая паремия —  пророка Иоиля 2:23-32 – содержит пророчество о двух сторонах благодатного действия Духа, Который некогда снизойдет на людей: обновление физической и духовной людской природы.

Третья паремия — книга пророка Иезекииля 36:24-28 – заключает пророчество о нравственной перемене, которая произойдет с христианами под благодатным действием Святого Духа.

Евангельское чтение на утрени — Евангелие от Иоанна 20:19-23 — рассказывает о как бы “предварительном” даровании Христом, по Его Воскресении, апостолам Святого Духа — через дуновение. Такое дарование дало ученикам Спасителя духовную силу священнодействовать.

Апостольское чтение на Литургии — книга Деяний святых апостолов 2:1-11 – содержит рассказ о самом событии Сошествия Святого Духа на апостолов.

Евангельское чтение на Литургии — Евангелие от Иоанна 7:37-52; 8:12 — содержит обетование Христа о скором ниспослании всем “духовно жаждущим” утоляющей их благодати Святого Духа; эта благодать, в свою очередь, должна излиться — через воспринявших ее христиан — и на весь мир.