Как научиться сознательно участвовать в богослужении
Каждое богослужение не только благодатно, но и символично, наполнено смыслом и глубоким содержанием. Присутствовать на церковной службе и ничего не понимать – крайне тяжело и приносит мало плодов для христианина. Любой человек, независимо от способностей и талантов, при собственном желании, способен научиться понимать структуру и содержание церковных богослужений и богослужебный язык. Несколько советов начинающим.
1) Приобретите или найдите в интернете следующие книги:
- Православный молитвослов с русским транслитом (церковнославянский текст, записанный русским шрифтом) и параллельным переводом на современный русский язык. Для лучшего понимания смысла молитвословий рекомендуем также воспользоваться Толковым молитвословом. Молитвослов должен включать утренние, вечерние молитвы и Последование ко Святому Причащению.
- Часослов (наиболее распространенная и чаще всего употребляемая богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга (получила своё название от службы Часов, которую она содержит).
- Церковнославянский словарь.
- Книгу с текстом и толкованием Литургии и Всенощной.
- Толковое Евангелие и Апостол.
2) Желающие могут научиться читать по-церковнославянски. Это займёт пару часов (конечно, вы не сможете сразу бегло читать, но читать неспешно и правильно сможете). Необходимо изучить 2 таблицы: слова под титлами и правила чтения нескольких букв и их сочетаний. Обучение упрощается тем, что ударение в церковнославянском ставится над каждым словом. Рекомендуем найти в Интернете пособие «Церковнославянский язык в таблицах». Также полезно пользоваться словарём церковнославяно-русских паронимов (слов, которые имеют одинаковое с современным языком написание, но разный смысл), например: «Очи мои выну ко Господу…».
3) Начните читать утреннее и вечернее молитвенные правила по молитвослову с русским транслитом. Когда уясните значение текста и начнёте бегло читать, можете перейти к молитвослову на церковнославянском. То же касается и подготовительных молитв ко Святому Причащению. Полезной практикой является прослушивание аудиозаписей этих молитв с одновременным чтением про себя.
4) Изучите структуру главных церковных служб по книге с их толкованием. Существуют 2 основных богослужения: Всенощное бдение и Божественная литургия (более кратко: Всенощная и Литургия). Следите за богослужением по книге, это не возбраняется, а только приветствуется. Всенощная обычно совершается вечером в субботу и перед великими праздниками, в 17- 18 часов, продолжается 2-3 часа. Литургия служится утром (ночью – в праздники Рождества Христова и Пасхи), обычно начинается в 10 часов, её продолжительность 1,5 – 2 часа.
5) На церковных службах читаются зачала (пронумерованные фрагменты) из Евангелия и Апостола (богослужебной книги, содержащей часть Нового Завета – Деяния и Послания святых Апостолов). Для осознанного понимания этих чтений распечатайте список зачал на каждый день или воспользуйтесь церковным календарём с их указанием. Прочитывайте соответствующее зачало и его толкование до службы.
Несколько советов:
1) После начала службы уже не ставим свечи и не молимся отдельно перед иконами на стенах храма, а сосредотачиваемся на общественном Богослужении.
2) Не стоит отвлекать прихожан от молитвы просьбой передать свечу.
3) По традиции мужчины становятся в правой части храма, а женщины в левой. К Причастию и елеопомазанию проходят сначала мужчины, а затем женщины.
5) Во время каждения диаконом или священником храма (по периметру) не нужно «крутиться вокруг своей оси». Следует помнить, что к алтарю не принято поворачиваться спиной.
6) Во время разрешительной молитвы на исповеди кланяемся не священнику, а Евангелию и Кресту, которые лежат на аналое (наклонном столике); они символизируют Христа, Которому мы исповедуемся при свидетельстве священника.
7) В воскресный день, двунадесятые праздники и период от Пасхи до Троицы земные поклоны в храме не совершаются. На Литургии, когда священник благословляет свещеносцев, то кланяются только они; возглас «оглашенные, главы ваши Господеви преклоните» относится именно к оглашенным (готовящимся ко Крещению).
8) В православном храме во время богослужения принято стоять. Однако о немощи телесной святитель Филарет Московский сказал: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».
Постараемся приложить усердие к постижению основ богослужебной практики Церкви, чтобы, подобно послам святого князя Владимира, мы могли свидетельствовать: «Мы не знаем, были мы в то время на земле или на небе: на земле нет такой красоты, какую мы там видели. О ней забыть нельзя и рассказать трудно».