Занятие 17. Праздники и посты. Пасха

Пасха, или Светлое Христово Воскресение, является главным событием всего года. Это важнейший праздник христианского календаря. Святая Церковь отмечает Пасху с величайшей торжественностью. К этому празднику Церковь приготовляет своих чад наиболее долго и тщательно с помощью Великого поста. Пасха длится дольше других праздников — 40 дней.

Приготовление к Пасхе начинается не только с началом Великого поста, но даже за три седмицы до него. От Пасхи до Пятидесятницы (Троицы) продолжаются связанные с Пасхой богослужения. На это время написаны богослужебные песни, гимны, стихи, тропари и другие тексты, объединенные в особые книги — Триодь Постную и Триодь Цветную. Триодь Постная читается и поется от недели “Мытаря и фарисея” до Великой Субботы. Триодь Цветная читается от Великой Субботы до недели Всех Святых (через неделю после Троицы).

С праздником Пасхи тесно связана Страстная седмица, а непосредственным его продолжением является Светлая седмица. Отдание Пасхи, то есть окончание праздника, торжественно совершается накануне Вознесения.

В связи с Пасхой изменяется весь строй богослужений. Отменяются поклоны, в богослужении не используется чтение, но все поется, все службы совершаются в красном облачении. На Пасху иначе совершаются молебны и панихиды, а также отпевания. Даже умереть на Пасху считается признаком особой милости Божией.

1. Значение праздника Пасхи

Название праздника «Светлое Христово Воскресение» обозначает главное событие Евангелия — Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Этот факт – Воскресение Христа – лежит в основе христианства. Апостол Павел недаром говорит о том, что «если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15:13,14). Главное в христианстве – Христос, победивший смерть и разрушивший адские оковы, которых не смог избежать ни один представитель ветхозаветного человечества. На этом краеугольном основании строится православное учение о Спасении.

Но какое отношение каждый конкретный христианин имеет к событию, происшедшему две тысячи лет назад? Как повлияло (и влияет) это событие на сегодняшнего последователя Христа? Ответ находим в пасхальном слове святителя Иоанна Златоустого: «Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее Царство. Пусть никто не оплакивает грехов, ибо воссияло прощение из гроба. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. <…> Воскрес Христос и Жизнь пребывает!».

Таким образом, все христиане становятся причастными к далекому прошлому человечества, к главному событию его истории, происшедшему в Иерусалиме, «при Понтийстем Пилате». Именно тогда для того, чтобы освободить человека от вечной смерти Бог пришел на землю и принял смерть. Апостол Павел говорит о результатах этого Божественного «самоистощания» следующие слова: «Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его [в крещении], то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним» (Рим.6:4–6). Воплощение Христово, Его Распятие и смерть, сошествие во ад и Светлое Воскресение восстановили разорванную грехопадением связь человека и Бога. И этот факт положен в основание христианской веры и христианского упования. Именно поэтому Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа называется «праздников праздником и торжеством из торжеств», резко выделяясь из всех остальных праздников Православной Церкви.

Второе и наиболее употребительное название этого праздника — Пасха – имеет древнюю историю. Пасха — слово еврейское, переводится как переход. Еще до прихода на землю Спасителя ветхозаветные иудеи праздновали Пасху. Этот праздник был установлен по повелению Божию пророком Моисеем после избавления еврейского народа от египетского плена.

Церковь христианская, видя в пасхе еврейской прообраз своей, христианской, Пасхи, то есть перехода от смерти к жизни и от земли к небесам, приняла от евреев и само название праздника.

2. История установления дня и времени празднования Пасхи

Праздник Новозаветной Пасхи был установлен в апостольской Церкви почти сразу после спасительного события Христова Воскресения. В Древней Церкви пасхальные торжества объединяли собой две седмицы: предшествующую дню Воскресения, называемую Пасхой крестной, или Пасхой страданий, и последующую за ним – Пасху Воскресения. После Никейского собора (325 г.) эти наименования вышли из употребления и были введены новые названия – Страстная и Светлая седмицы, а самому дню Воскресения усвоено название Пасхи.

В первые века христианства Поместные Церкви праздновали Пасху в разное время: Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Кесарийская и Римская – в первое воскресенье после еврейской; Малоазийские же, и в первую очередь, Ефесская, – одновременно с евреями, 14-го нисана. Разная практика празднования Пасхи в Восточных и Западных Поместных Церквах вызвала так называемые пасхалические споры. Единообразие было установлено на Первом Вселенском Соборе (325 г.), который постановил праздновать христианскую Пасху в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния и не ранее иудейской пасхи. Послание равноапостольного царя Константина к не присутствующим на Соборе епископам гласит: «Здесь также рассуждаемо было о дне Святейшей Пасхи, и, по общему мнению, признано было лучшим праздновать оную всем и везде в один день…. Спаситель оставил нам один день нашего избавления… Пусть же благоразумие святости вашей размыслит, сколь непохвально и непристойно, чтобы в одни и те же дни иные постились, а другие делали пиршества, и по истечении дней Пасхи, те праздновали и наслаждались покоем, а сии хранили определенные посты…».

Кроме ежегодного праздника Пасхи памяти Воскресения Господа Иисуса Христа христианская Церковь посвящает первый день каждой седмицы. Последовательность последних дней Страстной Седмицы была такова: Тайная вечеря, суд Пилата, Распятие и Христова смерть происходили в канун дня еврейской Пасхи, а Воскресение Его – в первый день седмицы, следующий за главным ветхозаветным праздником (см.Мк.16:9). Седмичным днем празднования ветхозаветной Пасхи мог быть любой день, а в новозаветные времена таким днем стало воскресенье.

Существовал разнобой и в определении времени суток, когда полагалось прекращать пост и начинать празднование Пасхи. В Римской Церкви пасхальная служба начиналась в самую полночь наступающего Воскресения, в некоторых восточных Церквах – около часа ночи, а в других – с четвертого часа утра, то есть незадолго до рассвета. Связано это было с тем, что в Священном Писании время Христова Воскресения точно не указано.

Каждый из свидетелей описываемой в Евангелии ночи оказался «у гроба» в разные ее моменты. Апостол Матфей в своем повествовании упоминает о том, что когда Ангел, сошедший с небес, отвалил камень от погребальной пещеры, сделалось великое землетрясение. Воины, приставленные ко гробу иудейскими первосвященниками пришли в трепет и стали как мертвые от страха (Мф.28:2-4), но сам момент Воскресения был от них скрыт. Мироносицы, пришедшие ко гробу «зело рано» увидели, что камень, которым была закрыта погребальная пещера, отвален от нее и ужаснулись, услышав от Ангела весть о Воскресении своего Учителя.

Апостолы, которым вернувшиеся жены-мироносицы рассказали о случившемся, не поверили им, и лишь Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему (Лк.24:12). Таким образом, никто из живущих не видел воочию Воскресение Христово.

По Преданию Церкви, первой о Воскресении своего Сына была извещена Пресвятая Богородица. Весть, принесенная ей Ангелом, звучит теперь за каждым пасхальным богослужением: «Чистая Дева, радуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся».

3. Особенности богослужения на Пасху

Богослужения предпасхального вечера, когда плащаница Спасителя еще стоит в храме, начинается по традиции чтением Деяний святых апостолов, это чтение может совершаться на русском языке.

Празднование Воскресения Христова начинается пасхальной полунощницей, совершаемой священниками в белом облачении. На полунощнице читается канон Великой Субботы, во время которого, на 9-й песни, святая плащаница вносится в алтарь.

Сразу же или через несколько минут после окончания полунощницы начинается пасхальная утреня — наиболее торжественное, праздничное и радостное богослужение церковного года. Его открывает пение пасхальной стихиры:

«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Эта стихира поется сначала священнослужителями в алтаре, затем ее подхватывает хор. Начинается пасхальный крестный ход: во главе процессии идет свещеносец, далее хор, священнослужители и прихожане. Архиерей или старший священник несет в левой руке трисвечник, в правой кадило; другие священнослужители несут Евангелие и икону Воскресения Христова. Процессия выходит из храма западными дверьми и обходит храм в направлении против часовой стрелки. Во время крестного хода продолжается пение стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе» и совершается трезвон. По выходе всех прихожан из храма двери храма затворяются. Обойдя храм, процессия возвращается ко входу, настоятель становится у закрытых дверей и произносит начальный возглас утрени: «Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице». Хор отвечает «Аминь», и священнослужители трижды поют тропарь Пасхи:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Далее хор поет трижды этот тропарь. Затем настоятель возглашает стихи 67 псалма: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от Лица Его ненавидящии Его»«Яко исчезает дым, да исчезнут»«Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся»«Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь». На каждый стих псалма хор отвечает пением тропаря «Христос воскресе из мертвых». После того, как тропарь пропет многократно, двери храма отворяются, и священнослужители, а за ними и весь народ входят в залитый светом храм (устав предписывает перед началом пасхальной службы зажигать «свещи вся и кандила»).

Священник приветствует всех возгласом: «Христос воскресе!» Народ отвечает: «Воистину воскресе». Этот возглас и ответ народа многократно прерывает в дальнейшем течение службы, придавая ей особую приподнятость.

После великой ектении поется пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина. В нем отражено основное содержание празднования Воскресения Христова как перехода от смерти к жизни, от земли к небу:

«Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе, победная поющия». 

«На божественней стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами, и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен». 

«Сей нареченный и святый день, един суббот царь и господь, праздников праздник и торжество есть торжеств, воньже благословим Христа во веки».

Приведенные ирмосы почти буквально воспроизводят начало Слова 45-го святителя Григория Богослова, «На Святую Пасху», которое Устав предписывает читать по 3-й песни.

Тропари канона, вдохновленные содержанием пасхальной проповеди святителя Григория, содержат призывы к радости о воскресении Христовом, прославляют Христа как Победителя ада и смерти:

«Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное».

 «Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную».

«Спасе мой, живое же и нежертвенное заколение, яко Бог Сам Себе волею привел Отцу, совоскресил еси всероднаго Адама, воскрес от гроба».

«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало». 

«Христос воскресе, смерть поправый, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся». 

«Христос Новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грех мира». 

«Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос воскресе, и ад пленися». 

«Днесь Владыка плени ада, воздвигнувый юзники, яже от века имяше люте одержимыя».

Воскресение Христово переживается как событие космического масштаба, имеющее отношение не только ко всем людям, но и ко всему тварному бытию. По учению апостола Павла, воспринятому восточно-христианской традицией, тварь вместе с человеком стенает и мучится доныне, ожидая освобождения «от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим.8:19-22). Толкуя эти слова апостола, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит “тварь покорилась суете”? Что она стала тленной. Ради кого и из-за чего? Из-за тебя, человека. Ибо, поскольку ты получил тело тленное и страстное, земля подпала проклятию… Но она… освободится от рабства тлению, то есть уже не будет тленной, но последует благообразию твоего тела». Иными словами, тварь станет нетленной, когда нетленным станет человек.

А надежда человека на нетление зиждется на Христе, Который умер и был погребен, но не подвергся тлению, открыв путь к нетлению всему человеческому роду, а следовательно — и всей твари. Таким образом, искупление человека, совершенное Христом, имеет прямое отношение к судьбе тварного мира.

Не только материальный мир («видимый»), но и мир духов («невидимый») призывается автором пасхального канона к ликованию. С момента отпадения диавола и демонов от Бога мир невидимый оказался разделенным на область присутствия Божия и область власти диавола — пусть неполной, относительной, ограниченной, но все же вполне реальной власти над душами людей. После сошествия Христа во ад в судьбе ада наступает перелом: Христос наполнил его Своим присутствием — спасительным для уверовавших в Него и гибельным для всех, кто воспротивился Ему, прежде всего для диавола и демонов. Отныне ад — уже не место забвения и богооставленности, но место, где Бог так же присутствует Своей любовью, как и в раю.

По 6-й песни канона поются кондак и икос, представляющие собой начальные строфы 40-го кондака преподобного Романа Сладкопевца. Здесь говорится о женах-мироносицах, пришедших рано ко гробу Спасителя; их приход сравнивается с поклонением волхвов Вифлеемскому Младенцу:

«Аще и во гроб снизшел еси Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение».

«Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб, предвариша ко утру, ищущия яко дне мироносицы девы, и друга ко друзей вопияху: о другини! Приидите, вонями помажем тело живоносное и погребеное, плоть воскресившаго падшаго Адама, лежащую во гробе. Идем, потщимся якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира яко дары, не в пеленах, но в плащанице обвитому, и плачим, и возопиим: о Владыко, востани, падшим подаяй воскресение».

Далее Устав предписывает читать синаксарий, в котором повествуется о сошествии Христа во ад и о явлении Воскресшего женам-мироносицам (на практике это чтение опускается). Затем трижды исполняется песнь «Воскресение Христово видевше», составленная в глубокой древности (она входила в древнейшие копии Иерусалимского и Студийского уставов). В этой песни радость о воскресении Христовом сочетается с воспоминанием распятия и крестной смерти Спасителя:

«Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши». 

По окончании пасхального канона трижды исполняется экзапостиларий, посвященный смерти и погребению Христа:

«Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение». 

В конце утрени поются хвалитные псалмы, к которым добавляются пасхальные стихиры, чередующиеся со стихами из 67-го псалма. В этих стихирах прославляется Пасха как праздник Воскресения Христова, говорится о явлении Ангела женам-мироносицам и содержится призыв к братской любви между христианами:

«Пасха священная нам днесь показася. Пасха нова святая: Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха, двери райския нам отверзающая, Пасха, всех освящающая верных».

«Мироносицы жены, утру глубоку представша гробу Живодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той, провещав им, сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете Нетленнаго во тли? Шедше, проповедите учеником Его».

«Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем: братие, и ненавидящим нас простим вся Воскресением и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». 

Последняя стихира является почти дословной цитатой из Слова 1-го святителя Григория Богослова: «Воскресения день — благоприятное начало. Просветимся торжеством и обнимем друг друга. Скажем «братья» и ненавидящим нас (Ис.66:5)… Уступим все Воскресению; простим друг друга».

По окончании пения стихир, согласно Уставу, совершается пасхальное целование. В Триоди постной оно описывается так:

«Взем настоятель Честный Крест и станет вне пред святыми царскими дверьми. Такожде и вси священницы, елико их есть, и диакони, вземше кийждо их Святое Евангелие, и честные иконы, по чину своему: и станут вси рядом, от десныя страны настоятеля. И приходят прежде честнейшии церковницы и старцы, един по единому, и мало преклоняются пред настоятелем и целуют кийждо их Честный Крест и Святое Евангелие, егоже держит иерей, и прочии образы. Таже и самого настоятеля во уста целуют, глаголюще: Христос воскресе. Оному же отвещавшу: Воистину воскресе.

По томуже образу и иереев целуют, и сами между собою по чину своему… Таже по них и миряне такожде целование творят… Бывает же посреди во всех велие молчание».

Утреня завершается чтением «Огласительного слова» святителя Иоанна Златоуста. Далее поются пасхальные часы, включающие в себя несколько песнопений из утрени. Во время пения часов, по обычаю Русской Православной Церкви, происходит переоблачение священнослужителей из белых одежд в красные (в Греческой Церкви, а также в Русской Зарубежной Церкви этот обычай отсутствует).

Сразу же по окончании часов совершается пасхальная Литургия. Она начинается с многократного пения тропаря «Христос воскресе из мертвых» со стихами из 67-го псалма. После малого входа читаются начальные стихи из Деяний апостольских и из Евангелия от Иоанна: именно пасхальной Литургией открывается круг годовых апостольских и евангельских чтений. В течение пасхального периода, до Пятидесятницы, прочитывается вся книга Деяний и все Евангелие от Иоанна. Далее, после Пятидесятницы, начинается чтение апостольских Посланий и Евангелия от Матфея. Чтением пролога из Евангелия от Иоанна на пасхальной Литургии подчеркивается, что воскресший Христос есть предвечное Слово Божие, Единородный Сын Божий. Он есть Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин.1:9), и об этом Церковь торжественно возвещает в пасхальную ночь. По традиции Русской Церкви, Евангелие на пасхальной Литургии читается на разных языках, в том числе на греческом как языке оригинала.

Особенностью пасхального богослужения является то, что во время его совершения царские врата и боковые двери алтаря остаются открытыми и диаконы выходят на амвон для произнесения ектении не боковыми, а царскими вратами. Двери алтаря не закрываются и во время других богослужений, а также в перерывах между богослужениями на протяжении всей пасхальной седмицы. Отверстые двери алтаря символизируют гроб Господень, от дверей которого Ангел отвалил камень при воскресении Христовом, и напоминают о близости Царствия Божия, врата которого открыты для каждого, кто верует в воскресшего Христа и живет по Его заповедям.

Праздник Пасхи, в отличие от всех других церковных праздников, длится не один день, а целую неделю. Последующие четыре с половиной недели представляют собой попразднство. Отдание Пасхи совершается накануне Вознесения Господня, празднуемого в 40-й день по Пасхе.

В течение Светлой седмицы богослужение совершается так же, как и в пасхальную ночь. Ежедневно служится Литургия Иоанна Златоуста, после которой, по обычаю, бывает крестный ход: выходя на улицу с Евангелием, иконой Воскресения Христова и хоругвями, с пением тропаря «Христос воскресе из мертвых» и ирмосов пасхального канона, верующие свидетельствуют миру о воскресшем Спасителе. Тем самым Церковь свидетельствует о том, что Ее миссия — проповедовать воскресшего Христа — не ограничивается стенами храма, но должна охватить собой весь мир.

В пасхальную седмицу отменяются заупокойные молитвы на Литургиях. Вне Литургии заупокойное поминовение (отпевание, панихида) совершается по особому пасхальному чину, состоящему главным образом из песнопений, посвященных Воскресению Христову.

4. Пасхальные традиции и обычаи

В Великий Четверг после Литургии принято приготавливать угощение к пасхальному столу. Традиционными для этого праздника являются изготовленные по особому рецепту куличи и творожные пасхи. Но главным символом Пасхи с древнейших времен являются крашеные красной краской яйца. По преданию, обычай дарить друг другу яйца утвердился после того, как император Тиберий стал свидетелем невероятного превращения. Мария Магдалина, пришедшая к Тиберию, принесла ему подарок – обыкновенное яйцо, которое и вручила ему со словами: «Христос Воскресе!» Относившийся к иудеям с нескрываемым предубеждением Тиберий ответил: «Как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают». В тот же миг белое яйцо на глазах изумленного императора стало красным.

Пасхальные яйца красят не только в красный, но и в другие цвета, а также расписывают их разнообразными праздничными рисунками. На украшенные глазурью, маком, изюмом и цукатами куличи и пасхи наносятся буквы ХВ, означающие «Христос Воскресе». В Великую Субботу после Литургии начинается освящение яиц, куличей и пасок, приготовленных к праздничному столу для разговения.

В первый день Святой Пасхи после заамвонной молитвы, священник читает молитву на освящение артоса (греч. квасной хлеб). Всю Светлую седмицу этот хлеб цилиндрической формы с изображенным на его верхней крышке крестом, стоит на солее пред образом Спасителя. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, после чего он разрезается и раздается народу как святыня. Частицы артоса благоговейно хранятся верующими и употребляются ими в скорбях и болезнях как духовное врачевство.

Тропарь, глас 5:

Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ / и сущим во гробех живот даровав.

Кондак, глас 8:

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, / но адову разрушил еси силу, / и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, / женам мироносицам вещавый: радуйтеся, / и Твоим апостолом мир даруяй, / падшим подаяй воскресение.