Занятие 1. Православная Церковь
I. Православная Церковь
1. Определения Церкви
Сегодня Церковь открыта для каждого, все церковные знания доступны человеку, который хочет к ним прикоснуться, сделать их своими. Нет никаких преград, которые бы мешали человеку познать Церковь. Есть только одна преграда – неверие. Если у человека есть хоть капля веры в Бога и Церковь, то он может и должен познать Ее и стать Ее сыном.
Конечно, не всякий человек считается членом Церкви, но только тот, кто с верою принял Таинство Крещения “во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа”. Через это он становится участником всей церковной жизни, всех Церковных Таинств.
Однако сейчас среди нас много таких, кто, приняв Таинство Крещения в младенчестве, находится далеко от “церковной ограды”, как мы говорим, не “ходит” в Церковь, не знает, что совершается в Ней. Есть и такие, которые приходят в церковь, но испытывают затруднения, не зная как правильно себя вести, участвовать в Церковных Таинствах. Наш курс направлен на то, чтобы максимально ответить на вопросы таких христиан.
Сначала определимся с общими понятиями.
ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВЬ? Какое определение мы можем Ей дать?
Если мы скажем, что Церковь – дом Божий, это будет правильно. Во-первых, Церковь основал Сам Господь и Бог наш Иисус Христос, во-вторых, Он живет в Ней Духом Святым, не отступая и не удаляясь, но всегда наполняя и освящая Ее Своим присутствием.
Мы можем сказать, что Церковь – лестница в Небо, и это будет правильно. Мы, люди, поднимаемся по этой лестнице на небо, к Богу, а оттуда спускаются по ней ангелы, помогая нам и исполняя повеления Божии о мире и людях, которых создал Господь.
Отношения Христа и Церкви исполнены такой любви, что апостол Павел уподобляет их отношениям мужа и жены, подчеркивая таинственность этой любви. «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Церкви). …Церковь повинуется Христу… Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна… Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и костей Его… Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:23 — 30, 32). В Откровении Иоанна Богослова Церковь называется Невестой Христовой (см.Откр.22:17). Таким образом, мы называем Церковь Невестой Христовой, потому что в ней мы вступаем в союз со Христом – небесным Женихом душ наших. Там, где пребывает Спаситель мира, Господь Вседержитель, – Царствие Небесное. Это Церковь Небесная, где Господь, где все святые и души праведных.
И еще мы говорим, что Церковь – это Тело Христово. Об этом сообщает нам Священное Писание: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова… И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова… дабы мы… истинною любовию все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.4:4 — 7, 11 — 12, 14 — 16). Вступая в Церковь через Таинство Крещения, мы соединяемся со Христом в Таинстве Причащения. Принимая в Таинстве Причащения под видом хлеба и вина Его Божественные Тело и Кровь, мы сами становимся Его Телом – Церковью и родными друг другу во Христе.
ГЛАВА ЦЕРКВИ – ХРИСТОС СПАСИТЕЛЬ!
2. Административное и материальное устройство земной Церкви
Мы называем церковью и храм – здание, куда мы собираемся для молитвы и участия в богослужении.
Под Церковью мы понимаем и общество людей, соединенных православной верой и Таинствами. Такое общество именуется в Православии общиной. Общину всегда возглавляет настоятель, то есть назначенный епископом священник, на котором лежит вся ответственность за общину.
Церковью, в строгом смысле слова по православным канонам, можно назвать такую общину, которая имеет законно поставленных епископов, священников и дьяконов. Законность священнослужителя определяется апостольским преемством, канонами, соборными правилами и церковной дисциплиной.
Помимо того, что мы говорим о Церкви как о теле Христовом, как о живом организме, Церковью часто называют и ту земную организацию, объединяющую все православные приходы, епархии и монастыри в единую церковную общину, которая именуется “Русская Православная Церковь” и “Вселенское Православие”.
Мы с вами, живя в России, принадлежим Русской Православной Церкви или, что то же самое, Московскому Патриархату.
Мы говорим, что у Церкви земной есть ее земное административное устройство. Без этого невозможно было бы стояние Церкви на земле, невозможной была бы ее миссия среди народов. Церковь живет и действует в обществе, в государстве.
Всякая православная община имеет свое административное устройство. В нашей Церкви оно таково. При настоятеле есть Приходское собрание, которое принимает решения по административному и хозяйственному ведению дел, есть Приходской совет, куда кроме настоятеля входит староста, его помощник и казначей. Каждая община, хотя и самостоятельна, но, тем не менее, подчиняется благочинному[4] и епископу.
Кроме общин – приходов, существуют монастыри. Это монашеские общины, мужские или женские. Монах – это христианин, принявший строгие обеты (см. “Пострижение в монашество”) и подчинивший себя во всем Церкви. Возглавляет монастырь чаще всего игумен или архимандрит.
Епископ – это высший священный сан Церкви, в его управлении находятся все общины и монастыри области. Все епископы административно подчиняются Патриарху. Патриарх – тоже епископ.
Поместный собор Русской Православной Церкви выбирает Патриарха пожизненно. Его именуют СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ. Он является Первоиерархом, Первосвятителем Русского Православия. Как епископ Патриарх управляет Москвой.
Земное устройство Церкви соответствует времени, эпохе, историческим и национальным особенностям. Земное устройство Церкви во многом похоже на устройство многих других человеческих организаций. Но оно не только не исчерпывает содержания жизни Церкви, но и является второстепенным.
В Церкви есть дисциплина. Церковная дисциплина определяет взаимоотношения между членами Церкви в административном, каноническом и хозяйственном устройстве. Если мы говорим, что в Церкви есть правила и законы, то есть каноническое право, то этим определяется то, чего человек не должен совершать как христианин. Но главное в его жизни определяется верою в Бога, в Священное Писание, в Священное Предание, определяется жизнью Духа.
В земной Церкви есть не только административное устройство, но и материальное: храмы, иконы, множество церковной утвари, денежные средства. Церковные чиновники помогают епископам и Патриарху управлять всей церковной организацией, всем церковным имуществом. Но это является необходимым лишь для земного устройства и остается второстепенным, не главным. Всякий человек, входя в Церковь, должен помнить: то, что он видит в ней земного, похожего на государственное и общественное, есть лишь внешнее сходство с другими общественными и государственными организациями. Беда, если человек пытается найти в Церкви такие же, как и в других человеческих обществах, неустройства, грехи. Мы говорим о том, что Церковь земная в силу особенностей человеческого поведения, в силу особенностей человеческого характера в такой же степени “болеет”, в какой “больны”, греховны составляющие Ее люди. Но это никак не относится к Церкви, когда мы говорим о Ней с большой буквы, Церкви Небесной, к Церкви такой, какой создал Ее Господь.
3. Святость и непорочность Церкви
Церковь свята и непорочна. Хотя мы, составляющие Церковь христиане, можем грешить, можем нарушать церковные каноны, Церковь от этого не становится ниже, не теряет своей святости. Ибо Церковь – это Тело Христово. Мы можем находиться внутри Церкви, если мы следуем заповедям Божиим, если Дух Божий живет в нас. Мы можем выходить из Церкви, выпадать из Нее, если мы совершаем грех, если нарушаем Ее единство, если мы не участвуем в Ее жизни.
Только тот человек, который постоянно живет церковной жизнью, участвуя во всех ее Таинствах, может назвать себя человеком церковным, действительно православным, настоящим христианином.
4. Происхождение Церкви и история создания храма
На протяжении веков Господь через избранных Им людей – пророков – созидал Церковь. В Ветхом Завете Он научил людей молиться Ему, мудро ведя их ко спасению. Господь Бог заключил с человечеством Завет, Союз, при горе Синай. Он явился вождю избранного народа пророку Моисею, дав ему Десять заповедей – Закон, который народ Божий должен был исполнять. Господь повелел Моисею соорудить скинию (первый храм), в которой пребывала Слава Его. Скиния была прообразом будущего храма, люди приходили туда для богослужения и молитвы.
При царе Соломоне в Иерусалиме был построен храм. В нем совершались богослужения и приносились жертвы Богу, пока на землю не пришел Спаситель, Сын Божий.
Новозаветную Церковь создал Сам Спаситель. Он родился на земле, как человек, проповедуя о Царствии Божием и уча народ. Пострадав и умерев на Кресте, воскреснув на третий день и, наконец, вознесшись на небо, Он послал Своим ученикам и апостолам Духа Святого. Апостолы утвердили и устроили Церковь при содействии Духа Святого своими трудами и мученичеством за Христа.
Господь наш Иисус Христос добровольно принес Себя в жертву. С тех пор другие жертвы стали не нужны. Был разрушен и сам Иерусалимский храм, а христиане стали строить свои храмы повсюду, где появлялись их общины.
Церковь распространялась, росла и укреплялась трудами апостолов, но основанием Ее и единственным Главой во все времена остается Господь наш Иисус Христос.
Много столетий прошло со времени основания Церкви, много святых в ней просияло. Церковь – это великий вселенский Дом, глава которого Христос и в котором живут Матерь Божия, ангелы Божии, святые, где живем и мы, пока сами не уходим из этого Дома, предпочтя ему богатство, славу и бушующие земные страсти и грехи.
В этом доме записаны и имена людей, которым еще только предстоит в него войти, и даже тех из них, кто еще не родился на свет Божий. Дом этот – Церковь Божия, Господь постоянно обитает в Ней, Святой Дух наполняет Своей благодатью и освящает сердца людей, которые составляют Ее.
В Церкви святы песнопения и молитвы, Таинства и священнодействия, иконы и священные предметы. Здесь мы освящаем главные моменты своей жизни, вступив сюда после рождения в Таинстве Крещения, исповедуясь, приобщаясь Тела и Крови Господних, вступая в брак и прося облегчения болезням в Таинстве Соборования. “Внутри” Церкви мы перейдем в вечность, когда туда призовет нас Господь. Церковь объемлет всю нашу жизнь с рождения до смерти, не оставляя нас и после нее. Усопшие, то есть умершие, вместе с нами являются членами Церкви, но Церкви Небесной.
Поэтому каждому необходимо изучить Церковь, разобраться в Ее устройстве и назначении составных частей.
Проверочные вопросы:
- Зачем ходить в храм, если Господь сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:21)?
- Зачем Богу нужны храмы?
- Какие определения Церкви вам известны?
- Кто является главой Церкви?
- Чем определяется законность священнослужителя?
- Кто возглавляет православную общину?
- Кто возглавляет Русскую Православную Церковь?
- Что это такое монастырь и кто его возглавляет?
- Каково административное устройство Церкви?
- Чем обусловлена святость Церкви?
- В чем принципиальное отличие ветхозаветного богослужения от новозаветного?