О многодетности и выборе приоритетов

В своей недавней статье, обращенной к молодым православным христианкам, Епископ Пантелеимон (Шатов) сказал, что “К сожалению, многодетная семья в России обречена находиться среди малоимущих слоев населения.

Поэтому уже сейчас вы можете начать тренироваться жить по средствам. Стараться быть экономной, учиться не тратить деньги направо и налево. Обходиться тем ноутбуком, который есть, не покупать себе каждый год по новому телефону, бережно относиться к одежде – красиво сочетать то, что уже есть в вашем шкафу, и не скупать новые платья на распродажах”.

Это вызвало бурную реакцию в светском интернете – “Готовьтесь к жизни в нищете: РПЦ опубликовала рекомендации многодетным матерям”, и тому подобные отзывы, настолько полные негодования, будто их авторы лично обобраны и ввернуты в крайнюю нищету коварными церковниками. Епископ, обращающийся к своей пастве, однако, никого не неволит – и не может неволить – жить по средствам.

Это вопрос выбора приоритетов. Допустим, я люблю путешествия. Тогда я буду тратить деньги, которые зарабатываю, на билеты разные в экзотические места и туристическое снаряжение. Тогда денег на новые гаджеты у меня не останется. И мне надо ясно отдавать себе отчет – или крутой ноутбук, или поездка в горы, о которой я давно мечтал. Как и многие из сограждан, я не могу позволить себе того и другого одновременно. Впрочем, еще большее число сограждан не может позволить себе ни того, ни другого.

Если для меня величайшая радость в жизни – новый гаждет, то от поездок придется отказаться, потому что деньги, которые я мог бы потратить на путешествия, уйдут на новый ноутбук или айфон.

Конечно, если вы богаты и можете позволить себе одновременно то и другое, и вообще все, что хотите – это не про вас. Но абсолютное большинство людей должны выбирать, как им распределять их ограниченные ресурсы, и, само собой разумеется, что делая выбор в пользу одних трат, вы отказываетесь от других. Вы выбираете то, что что для вас более важно.

При этом ни у кого не вызывает возмущения, что выбрав путешествиля, мы лишимся гаджетов, а выбрав гаджеты – лишимся путешествий. Зато бурю возмущения вызвала идея, что выбрать детей – значит лишиться гаджетов. Никто не видит ничего ужасного в том, чтобы пожертвовать гаджетами ради путешествий, или путешествиями ради гаджетов – но вот мысль пожертвовать гаджетами ради детей вызывает негодование на страшное “мракобесие РПЦ”.

Почему? Почему идея вкладываться в удовольствия (которые быстро проходят) или в гаджеты (которые быстро устаревают) принимается с пониманием, идея вкладываться в живых людей – нет? Почему нет даже равнодушно-толерантного отношения – кто-то любит гаджеты, кто-то детей, каждый имеет право на свои личные предпочтения – а есть только резкая враждебность к тем, кто предпочитает детей?

Этому может быть несколько причин. Мы живем в глубоко коммерциализированной культуре, которая построена на предложении товаров и услуг. Статус человека определяется его способностью потреблять товары и услуги. Люди, которые хотят продать новый ноутбук, и люди, которые хотят продать новый тур, будут одинаково недовольны семьей, которая предпочитает вкладываться в детей.

И эта культура навязывает свои ценности всем – твоя цель в жизни состоит в том, чтобы приобретать товары и услуги, и если ты способен приобрести их меньше, чем сосед, ты – достойный презрения лох. Отсюда и негодующие возгласы “РПЦ призывает жить в нищете!” – от глубоко принятой установки, что люди, которые не тратят деньги на вещи и удовольствия, заслуживают презрения, и коварная РПЦ, таким образом, желает вам сделаться людьми презренными.

Другая причина – мы живем в мире, где многие очень богатые и влиятельные люди считают, что земля перенаселена, деятельность слишком большого числа людей приводит выработке слишком большого числа углекислого газа и к глобальному потеплению, поэтому численность населения земли надо сокращать – не за счет истребления уже родившихся, этого никто не предлагает, но за счет сокращения рождаемости, продвижения абортов, поощрения бездетности.

Понятно, что Россия отнюдь не страдает от перенаселения – но вот мир в целом, по мнению этих людей, страдает. Поэтому рожать надо как можно меньше. Здесь “культура потребления”, которая порождается стихией рынка, усиливается “культурой бездетности”, которая продвигается вполне сознательно.

Как с некоторой язвительностью описал этот образ мыслей английский писатель Энтони Берджесс в своей антиутопии “Вожделеющее семя”, “Вся страна была залеплена кричащими плакатами Министерства бесплодия, изображавшими (по странной иронии, в ярких «детских» цветах) обнимающиеся парочки одного пола. Плакаты были снабжены надписью: «Быть Homo — Sapiens». В Институте гомосексуализма даже работали вечерние курсы…

На протяжении многих поколений люди лежали на спине в своих спальнях, уставившись глазами в голубой водянистый квадрат на потолке, и питались историями о хороших людях, не имеющих детей, и о плохих людях, детей имеющих; о влюбленных друг в друга гомосексуалистах; о подобных Оригену героях, кастрировавших себя ради всемирной стабильности”.

Но есть и еще одна причина, связанная с конфликтом между церковной и мирской культурой. Мир имеет дело с воображаемым – он думает о том, как продать вам обещания “настоящей жизни”, которая у вас наступит, когда вы купите этот товар или услугу. Счастье, которое он обещает, всегда за следующим поворотом. На данный момент его всегда нет в наличии. В этом воображаемом мире также нет старости, бедности, а все болезни легко излечиваются чудо-препаратами. Новые тренинги научат вас, как стать успешным, богатым и знаменитым как Дональд Трамп (или, соответственно, Меланья Трамп).

Церковь имеет дело с реальностью. У священника ищет поддержки мужчина, который потерял работу и думает о том, как кормить семью, или женщина со смертельным диагнозом, которая думает о том, что будет с ее детьми.

Когда раздраженно говорят о том, что “Церковь учит страданию”, это отчасти верно – примерно также, как медики учат переносить хронические болезни, учиться жить в ситуации, которую невозможно изменить. Медики не могут избавить вас от болезни. Таково реальное положение дел. Но они могут научить вас не добавлять боль к боли, не ухудшать свое состояние, избегать уныния и озлобленности.

Реальная жизнь ничуть не похожа на жизнь персонажей рекламных роликов, она требует усилий, терпения, готовности принимать неизбежные трудности. У абсолютного большинства из нас никогда не будет столько денег, сколько мы бы хотели. В конце концов, мы все будем страдать и умрем. Таково реальное положение дел, священники, в силу особенностей работы с людьми, с ним хорошо знакомы.

Чтобы быть прожить плодотворную – и даже, насколько это возможно по эту сторону неба – счастливую жизнь, нужно научиться с благодарностью принимать то, что есть, правильно расставлять приоритеты в этой жизни, и утешаться надеждой на жизнь будущую.

Это очень простое и очевидное наставление вызывает, в первый момент, раздражение – почему это я должен смиряться с неизбежным? Почему я должен считать дни до получки, пока кто-то другой утопает в роскоши? Ответ тут очевиден – потому что никто и никогда не улучшил своего положения, предаваясь ворчанию и негодованию. Старые как мир наставления о том, что надо трудиться над тем, что можно изменить, смиренно принимать то, что изменить нельзя, и приобретать мудрость, чтобы отличать одно от другого, всегда вызывали (и еще будут вызвать) ворчание – но ничего более разумного и практичного до сих пор так и не придумали.

Избыток претензий к жизни – в том числе супружеской, как со стороны мужчин, так и со стороны женщин, делает жизнь только тяжелее – и точно несчастней. Быть готовым (или готовой) переносить честную бедность, видя перед собой достойную и высокую цель – привести в мир и воспитать следующее поколение людей – это весьма достойное качество.

Люди, которые несут подвиг родительства, несут его ради всех нас – даже на чисто практическом уровне именно рожденное и воспитанное ими поколение будет своей работой и налогами обеспечивать наши пенсии.

Невозможно заставить кого бы то ни было быть многодетными – но те, кто несут такой подвиг, заслуживают нашего глубочайшего почтения. Культура, которая не почитает материнство, обречена по чисто биологическим причинам – через одно поколение власти будут вынуждены замещать отсутствующих работников и налогоплательщиков выходцами из других районов мира, пока цивилизация, презирающая родительство, не будет окончательно вытеснена (нельзя сказать, что несправедливо) теми цивилизациями, где материнство почитается.

И, даже если мы сами не можем понести такой подвиг, давайте хотя бы почитать тех, кто его несет.

По материалам: