Тайна семьи
Христианство утверждает метафизическую силу и величайшую ценность семейных связей.
В СЕМЬЕ УМНОЖАЕТСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РОД И ПРЕОДОЛЕВАЕТСЯ ЭГОИЗМ, ВОЗРАСТАЮТ ВЫСШИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ СМИРЕНИЯ И ЛЮБВИ; ЗДЕСЬ ЧЕЛОВЕК ПОСТИГАЕТ ПОНЯТИЯ РОДИНЫ КАК ОТЕЧЕСТВА ЗЕМНОГО; ЧЕРЕЗ СЕМЬЮ КАК МАЛУЮ ЦЕРКОВЬ ПРОЛЕГАЕТ ПУТЬ К ОТЕЧЕСТВУ, ИЛИ ЦАРСТВУ НЕБЕСНОМУ.
Брачные отношения установлены Самим Богом при сотворении человека: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей: и будут одна плоть» (Быт. 2:18; 22–24).
Влечение мужчины и женщины имеет целью не только деторождение, но и взаимное духовное единение и возвышение. По словам философа В.С. Соловьева, мужчина смотрит на любимую женщину через призму вечности, видит ее «не так, как она является внешнему наблюдению и как ее видят другие, посторонние, а прозревает в ее истинную сущность или идею, и то, чем она первоначально назначена быть, чем ее от века видел Бог и чем она окончательно должна стать».
В семье, в отношениях между супругами проявляются особенности духа, ума и сердца, которые свойственны исключительно мужчине или только женщине.
«Грубость мужского сердца восполняется нежностью и чистотой сердца жены, ибо сердце женщины гораздо тоньше, способнее к духовной любви», — пишет святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
«А жена должна помнить, что Бог дал вначале мужчине силы телесные большие, чем ей, силы ума, в большинстве случаев далеко превосходящие силы женского ума. При общении с мужем она должна восполнить свой недостаток силы, глубины ума его знаниями, его крепкой волей. Мужчина и женщина должны стать в браке одним телом и одной душой».
Выдающийся философ и педагог русского зарубежья протоиерей Василий Зеньковский выделяет три стороны брака: биологическую (имея в виду телесные отношения мужа и жены), социальную (рассматривая обращенность супругов к окружающему социуму) и духовную (единство веры, духовных интересов). Единение супругов в этих трех сферах обеспечивает духовно-нравственное благополучие и здоровье семьи; и наоборот — нарушение гармонии хотя бы в одной из них ведет к кризису.
С тайной единения Христа со своей Невестой — Церковью — сравнивает апостол Павел Таинство брака: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь. Потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть. Тайна сия велика есть» (Ефес. 5:28–32).
В своих высших проявлениях семья прообразует тайну бытия Пресвятой Троицы. Как Бог Отец есть глава Христа, так муж — глава жены (1 Кор. 11:3). Как Христос есть сияние славы и образ бытия Бога Отца (Евр. 1:3), так жена — слава мужа (1 Кор. 11:7).
Определяя характер любви в браке, богослов и церковный историк С.В. Троицкий пишет: «Она является таинством уже потому, что она объективно объединяет нас с Богом, Который и Сам есть любовь и имеет благодатный характер, ибо Господь присутствует там, где люди объединены взаимной любовью (Мф. 18:20)».