Как помочь ребенку пережить неудачу?

Сдача экзаменов, период ЕГЭ, поступление – всё это ждёт выпускников уже в ближайшее время. Может случиться так, что ребенок не наберет нужный балл, не попадет на факультет, о котором мечтал.

На определенном этапе все сталкиваются с неудачей, но для детей и подростков это может переживаться особенно болезненно.

О том, как помочь ребенку пережить неудачу, взять из неё опыт и продолжать идти дальше, — рассказывает практикующий детский психолог Анна Яковлева.

Что значит столкнуться с неудачей?

Постигнуть неудачу — значит столкнуться со стыдом и страхом. Стыдом за то, что ты больше не такой, как все, и страхом, что в итоге тебя отвергнут.

Стыд и страх – это первобытные чувства, они связаны с выживанием. Для первобытного человека проиграть означало умереть, быть убитым, голодным. Отвержение тоже означало смерть, ведь если тебя выгоняют из семьи, — ты обречен на голод и скитание.

Сейчас всем известно, что неудачи — это причины для нашего роста и развития. Однако знание это пришло к нам благодаря развитию интеллекта, а вот наши инстинкты куда древнее разума, и порой даже взрослым так сложно им противостоять, не то, что детям. На сознательном уровне человек может понимать, что неудача – это обычная часть жизни, неосознанно он боится и не чувствует себя в безопасности.

Тем не менее, мы попытаемся помочь детям обуздать свое природное начало и научим правильно относиться к неудаче.

Главное правило в этой теме: при постигнутой неудаче оценивайте не ребенка, а непосредственно ситуацию. А вот хвалить следует всегда самого ребенка. Вспомните его хорошие, полезные качества и заверьте его, что именно благодаря им он непременно справится с этой проблемой в следующий раз.

Расскажите ребенку о своем опыте неудач

Вспомните, как неудачи переживают дети? Маленький ребенок продолжает пытаться осуществить задуманное снова и снова, пока у него не получится или пока не убедится, что добиться этого невозможно. Потом он, вероятно, немного поплачет, а затем найдет себе другое занятие. Переживать неудачу он начинает позже, вследствие оценок окружающих, и, прежде всего, его родителей: «Ну вот, опять не получилось?», «Я же говорил, не нужно было этого делать» и так далее.

Ребенок стыдится, начинает сомневаться в себе и прекращать попытки, чувствуя, что непременно подведет родителей, если опять сделает что-то не так.

Справляться с неудачами ребенок уже научился в семье. Если родители спокойно воспринимают неудачи, ему будет легче, следуя их примеру, пережить свою. Поэтому важно подавать правильный пример переживания неуспеха в семье. Вспомните, как вы справляетесь с неудачей, какие чувства переживаете, как именно транслируете это окружающим? Именно это сейчас и чувствует ваш ребенок. Подумайте, как хотели бы вы, чтобы вас поддержали? Проанализируйте, как в вашей семье относятся к проигрышам?

Дайте ребенку выпустить пар

Если ребенок закрылся у себя в комнате, громко включил музыку или просто рыдает в подушку, дайте ему это сделать, не приставайте с расспросами или помощью. Так он сбрасывает самое сильное напряжение и позже будет готов вас выслушать.

Чуть позже можно попытаться обнять и погладить ребенка, ведь человек более расположен к телесному контакту, чем к физическому.

При разговоре лучше избегать фразы «Я знаю, что ты чувствуешь», поскольку она очень обесценивающая. Даже если мы сами однажды были в такой ситуации, это не означает, что нам известно, что именно чувствует другой человек, находясь в ней сейчас. Так что лучше сказать: «Знаешь, однажды со мной случилось подобное (можно описать, что именно) и я чувствовал себя очень подавленно, мне было страшно и стыдно. Я очень сочувствую тебе». В конце концов, если такого с вами не случалось, немного соврать не возбраняется.

Рекомендация: Вспомните все сильные стороны своего ребенка и его достижения. Составьте список качеств, которые помогут ему преодолеть эту трудность в следующий раз и повесьте на видное место.

За чувствами, возникающими при неудаче, стоит потребность в любви

Ребенок, сталкиваясь с неудачей, прежде всего, нуждается в родительском принятии. Для него важно, чтобы родители показывали, что он по-прежнему любим. И родители же могут оказать самую мощную поддержку.

Показать ребенку, что вы его принимаете, можно с помощью техники активного слушания.

Техника активного слушания

После того, как подросток успокоится, можно перейти к технике активного слушания. Немного усовершенствованная автором книги «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» Джоном Греем до пяти ступеней, она состоит в том, чтобы по порядку назвать возникшие чувства при неудаче от самого очевидного до самого скрытого. Для наглядности их можно представить в виде стакана с водой, который наполнен сверху вниз по порядку: злостью, обидой, страхом, стыдом/виной, потребностью в любви и одобрении. Поэтому, когда мы будем разговаривать с ребенком, называть чувства мы будем в том же порядке.

Рассмотрим ситуацию, где ребенок не сдал ЕГЭ:

«Ты такой злой из-за провала. Тебе очень обидно, ведь ты так старался. Тебе, наверное, очень страшно. Может быть, даже стыдно перед собой, и возможно, перед нами, друзьями/родителями. Может быть, ты боишься, что у тебя впредь ничего не получится? Поверь, мы с папой все равно тебя очень любим и всегда поддержим, несмотря ни на что. У тебя все получится, мы поможем тебе».

Не бойтесь, что вам не удастся распознать все эти чувства и назвать их в нужном порядке. Дети обычно сами стремятся поправить родителя, а у него в свою очередь есть время, чтобы сформулировать следующий посыл.

Очень часто дети отрицают другие чувства, кроме гнева и злости. Происходит это потому, что в нашем обществе страх, обида, потребность в любви относятся к «слабым» чувствам и выражать их не принято. Поэтому нужно объяснить ребенку, что любые чувства нужны человеку, чаще называть их, практиковать технику активного слушания даже в случае с пригоревшим ужином. Тогда ваши дети научатся распознавать свои чувства и начнут эффективней справляться со стрессовой ситуацией.

Спросите у ребенка, а что думает он?

Жизнь — это не компьютерная игра, где, потерпев поражение, можно с легкостью попробовать еще раз и быть единственным победителем. Важно донести ребенку философию успеха, в которой неудачи – это естественные проявления на пути к результату.

Уважительно относитесь к своему ребенку, обращайтесь к нему, как к эксперту: «Как ты думаешь, как можно исправить эту ситуацию? Какой выход ты видишь?»

Как жить после неудачи?

Родители могут показать ребенку, что даже после провала есть несколько вариантов развития событий.

Например, есть один замечательный вариант провести следующий год во многом продуктивнее первого курса в любом университете. В США и Европе очень распространён так называемый gap year — «год безделья» или «год перерыва».

Многие высшие учебные заведения, в числе которых и Гарвард, рекомендуют своим абитуриентам перед поступлением посвятить некоторое время делам, которые они не успели сделать, чтобы точнее определиться с выбором жизненного пути.

Будущие студенты отправляются путешествовать, преподавать английский в теплые страны, участвовать в волонтерских лагерях. Или же просто устраиваются на работу на низкие позиции, но в тех компаниях, где в будущем хотят работать.

Есть ряд областей, где высшее образование и диплом не являются определяющим (дизайнер, копирайтер, менеджер и пр.), так что ваш ребенок может начать карьеру ещё до поступления в университет.

Популярность gap year за последние несколько лет у нас в стране очень возросла. Тем родителям, которые беспокоятся о том, что их ребенок столкнется с осуждением среди сверстников, стоит унять свои опасения. Если вы не осуждаете своего ребенка, то ему будут не страшны осуждения окружающих, если они возникнут.

Более того, современные ребята всё чаще отказываются от получения высшего образования, грамотно развивая профессиональные навыки на практике. При желании можно купить разные курсы, учиться заочно и работать одновременно, самостоятельно оплачивая обучение.

Нужно отделять ребенка от его успеха

Все описанные в статье техники дадут результат только в случае, если родитель применяет их с искренним желанием помочь. Необходимо отделять ребенка от его успеха или неуспеха. Это сложно, если самого родителя в детстве любили только за положительные результаты.

Но стремление поступить с ребенком по-другому, осмысление своего детства, осознание новых ценностей в воспитании откроют новые чувства к вашему ребенку. Ведь быть любимым и принятым любым важнее, чем победа не только для ребенка, но и для взрослых людей.

Источник: