Мужчина— это призвание

Отрывок из книги священника Андрея Лоргуса и психолога Ольги Красниковой«Мужчина и женщина: от Я до МЫ. Как построить семейное счастье». 

Подлинная мужественность действительно сложна и не дается ни одному из мужчин в естественном возрастании от мальчика к мужу. Ее необходимо искать в себе и осваивать, как осваивается новая должность.

Это не дар природы, как рост или ширина плеч. Мужественность вырабатывается, как мускулатура или сила воли. Мужественность реальная, определяемая психологическим возрастом и свободой, — это работа на всю жизнь. Это— призвание!

По сути, такие же шаги, о которых мы говорили, описывая путь к утраченной женственности, проходит и мужчина на пути к реализации собственной мужественности. Форма и содержание шагов будут, конечно, отличаться, но сущностные вещи останутся теми же:

  • признание собственной мужественности;
  • принятие своей мужественности;
  • любовь к себе как к личности, к мужчине, к создателю и защитнику жизни;
  • доверие и следование собственной мужественности;
  • духовное и нравственное преображение;
  • открытость и выражение собственной мужественности;
  • развитие мужественности в отношениях с женщинами;
  • дарение собственной мужественности семье, роду и миру.

Можно ли однозначно описать мужественность?

Видимо, нет. Она индивидуальна и уникальна. Мужественность молодого Давида не похожа на мужественность Давида-царя. Мужественность Самсона и мужественность Иакова— они так различны! Мужественность Солженицына и мужественность Гагарина, разве они похожи? Что же в них общего? Что общего в мужественности, что отличает мужчину от женщины?

Мы предлагаем отличный от стереотипов образ мужественности, каким он вырисовывается постепенно в процессе консультационной работы. Это собирательный образ. Он складывался в результате личностных изменений, которые происходили с нашими клиентами по мере того, как они решали свои личностные, семейные и духовные задачи. В каждом отдельном случае мы искали ресурсы личности, которые были необходимы для преодоления тех или иных проблем. Можно сказать, что предлагаемый образ есть изначально заданный личностный образ мужественности, то, что в Древней Греции называли телос. Такой образ не может быть живой личностью. Личность— это всегда индивидуализированная природа, а потому, какой бы мы образ ни начертали, реальный человек всегда будет от него отличаться. Каждый мужчина особенный, уникальный. Его обобщенный образ— лишь абстрактное описание черт. Но этот образ необходим, чтобы задать вектор движения, стремления мужчины к собственной реализации своего природного и семейно-родового предназначения. Вот этот феноменологический образ:

Мужчину отличает:

  • служение, жертвенность, влияние на других,
  • власть, стремление к порядку, контроль результатов;
  • ответственность, целостность, масштабность, целеустремленность;
  • уверенность, настойчивость, здоровая агрессия;
  • опора на разум и волю, на действие и слово;
  • стратегический ум, рассудительность, призвание;
  • творчество, поиск, дерзновение, риск, смелость, азарт;
  • сила, твердость, мужество;
  • мужчина устанавливает отношения: дружбы и доверия(в близком кругу, и с теми, кто сильнее его, и с теми, кто слабее), партнерства(в равном кругу), подчинения и власти(вертикальные отношения), конкуренции и соперничества(с равными по возможностям), борьбы и войны(с противниками и врагами).

К этому стоит добавить несколько пояснений: Под силой имеются в виду не только физические возможности. Конечно, они важны, но не менее, если не более, для мужчины важны сила воли, сила духа, сила ума.

Твердость. Нередко мужчину ругают за упрямство. Это действительно отличительная черта мужского поведения, и она необходима, когда речь идет о настойчивости, целеустремленности, завершенности. Так вот твердость— это именно то качество, которое обеспечивает мужчине настойчивость и верность. Да, иногда она выглядит как упрямство.

Агрессию можно рассматривать как природное свойство. Это слово происходит от латинского aggressio (нападение), а оно, в свою очередь, от многозначного aggredior, которое, в частности, означает«приступать, начинать, затевать, пытаться, предпринимать, атаковать, штурмовать». За этим словом стоит не тривиальный агрессор-разрушитель, а созидатель, предприниматель. Мужчине для успешного достижения цели, для преодоления препятствий, для победы над врагом необходима здоровая и конструктивная агрессия(в отличие от деструктивной).

Стратегический ум. Если отвлечься от возможной нравственной оценки, стратегия— это умение планировать жизнь. Оно необходимо и мужчине, и женщине. Но если женщина с неохотой отступает от«здесь и сейчас», от условий и мелочей, от процесса, то мужчина обо всем этом может и не подумать. Ему ближе и понятнее будущее. Стратегия— это способность планировать в абстрактном пространстве, и у мужчины это выходит естественно. Мужской ум более стратегичен, тогда как женский более конкретен.

Дерзновение — бывает необходимо как в творчестве, так и в служении. Это рывок, бросок в неведомое, в неразрешенное, в непринятое.

Риск отличает того, кто меньше думает о настоящем. Женщина, заботящаяся о семье, ответственная за здоровье и жизнь мужа и детей, рисковать не имеет права. Мужчина может забыть об этом на время, забыть об опасностях, чтобы получить результат, добиться успеха, достичь цели. Мужчине легче рисковать. Без риска иногда невозможно добиться успеха.

Власть. О ней мы уже писали. В сложном социуме власть необходима. Она реализуется авторитетом, силой, принуждением, иногда насилием. Власть— необходимое условие порядка и дисциплины. Женская забота о здоровье и жизни несовместима с властью: нельзя одновременно заботиться и подчинять. Властная жена или мать— источник дисфункционального состояния семьи. Напротив, власть мужчины в семье— условие порядка и безопасности.

Священник Андрей Лоргус