Мариино стояние

Каждая седмица Великого поста, его воскресные дни – Недели имеют свои особенности богослужений. Мы миновали середину поста, его четвёртую седмицу, которая была посвящена Кресту Христову. На пятой седмице нас ждут другие особенности великопостных служб: в православных храмах вновь зазвучат спасительные стихи канона преподобного Андрея Критского. Великий покаянный канон пастыря Критского читается на протяжении Великого поста дважды. Первый раз он прочитывается на первой неделе поста, в первые четыре дня. Второй раз он читается в день памяти преподобной Марии Египетской, вечером в среду пятой недели Великого Поста.

Среди служб Великого поста по-настоящему продолжительным богослужением в современной литургической практике Православной Церкви является утреня четверга пятой седмицы Святой Четыредесятницы. Во время этого богослужения прочитывается весь Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского — тот самый канон, с чтения которого начинался Великий Пост. Его смысл в том, чтобы теперь, уже в конце великопостного пути, когда до Пасхи остаётся две с половиной недели, подвести итог поста как времени самонаблюдения, самоосуждения, плача о своих грехах и покаяния в них. Наряду с этим каноном на службе прочитывается житие преподобной Марии Египетской. Именно поэтому эта уникальная и продолжительная служба получила название «Мариино стояние». Житие прочитывается в храме целиком — для назидания и укрепления сил молящихся и предлагается христианам как образец того, каким глубоким и истинным может быть в жизни человека покаяние, полностью перерождающее его душу и изменяющее его жизнь. Некогда великая блудница через покаяние стала великой праведницей. Это – пример того, как низко может пасть человек, и как высоко через покаяние и угождение Богу он может возвыситься.

Время, за которое целиком прочитывается Великий покаянный Канон – это время, когда человек непременно почувствует свою немощь, поймет, что без Божьей помощи – он действительно ничего не может. Предстоя пред Богом в течение всего Канона и чтения жития Марии Египетской,  верующие могут буквально на себе ощутить величие подвига святой Марии Египетской – она 17 лет пребывала в пустыни, неустанно борясь со своими страстями.

Чтение канона св. Андрея и жития Марии Египетской на пятой седмице Святой Четыредесятницы установлено отцами VI Вселенского Собора. Именно тогда, в 692 году, составленное патриархом Иерусалимским Софронием житие и канон были представлены христианам. Смысл установленного святыми отцами богослужения в том, чтобы в период Великого поста, когда до Пасхи остается две с половиной недели, еще  раз вспомнить о своих грехах и необходимости покаяния. «Мариино стояние»- это стояние в покаянии, стояние в вере, стояние в борьбе с грехом.

Преподобная Мария была египетской подвижницей. Вот как сама она открыла свою жизнь святому Зосиме, который незадолго до ее смерти встретил ее в пустыне. «В 12 лет я ушла из дома родителей в Александрию, где начала вести порочную жизнь. Однажды с народною толпою отправилась я в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Во время плавания я соблазнила многих путешественников.
Прибыв в Иерусалим, я хотела идти с народом в церковь, но какая-то невидимая сила удерживала меня. Я стала размышлять, почему я не могу войти в церковь, когда входят другие. Тогда свет Божий озарил мое сердце, и я поняла, что грехи мои не пускают меня в храм Божий. Долго я плакала и вдруг, подняв глаза к верху, увидела на стене образ Пресвятой Богородицы. Я стала умолять Пресвятую Богородицу простить меня и допустить в церковь, чтобы поклониться Кресту Христову.

И что же? После молитвы я свободно вошла в церковь, поклонилась Святому Кресту и, воротившись к иконе, стала просить Богородицу наставить меня на путь спасения. Тогда я услышала голос: «Ступай за Иордан, и там найдешь покой для души твоей!» Я послушалась голоса и через три дня дошла до монастыря святого Иоанна Предтечи, близ реки Иордана. Выкупавшись в святой реке, я вошла в церковь, приобщилась Святых Тайн и потом, перейдя реку, поселилась в здешней пустыне. Здесь я прожила 40 лет, питалась кореньями, терпела страшный голод. Иногда я мучилась, воспоминая о сладкой пище, которую всегда имела в Египте.

Иногда не было и простой воды, а мне хотелось тех дорогих вин, которые я пила прежде без меры. Язык мой против моей воли настраивался повторять те безумные песни, которые прежде утешали меня. Страшно я боролась со своими злыми навыками. Случалось, что падала на землю от изнеможения. Платье мое истлело от времени, тело то страдало от холода, то горело от зноя. Но через 17 лет наступило время покоя».

Рассказав свою жизнь, святая Мария просила Зосиму, что бы он в будущем году, в Великий четверг, принес из монастыря Святые Дары и причастил ее в тот самый день, в который Господь причащал Своих учеников. Святой Зосима, придя в пустыню, долго молился и ждал святую подвижницу. Наконец, увидел, что она подошла к реке и пошла по воде. Старец изумился и хотел поклониться Марии в ноги, но она сказала: «Что ты делаешь? Ты священник и в руках у тебя Святые Дары!» Причастившись, святая подвижница просила еще раз придти к ней в пустыню; Зосима явился через год и нашел ее уже умершею. Возле ее тела  на песке были начертаны слова: «Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей 1 апреля».

Это было 1 апреля 522 года. Память святой Марии, кроме 1 апреля (14 апреля по новому стилю), чтится в воскресенье и четверг 5-й недели Великого Поста.

Что же общего между святым Андреем Критским и святой Марией Египетской? Почему Церковь соединила их в одной особенной службе пятой недели поста? Один – праведник от юности, другая – покаявшаяся грешница. Оба они – великие учителя покаяния, и пример обоих говорит о том, что покаяние необходимо всем. Нет никого, кто бы в нём не нуждался. Прожил ли ты всю жизнь в монастыре, или провёл её в непрестанном грехе? Всё равно ты нуждаешься в покаянии. Ибо грех не только в поступках человека. Он гораздо глубже. Он в сердце, и может как червь яблоко, изъесть всё сердце изнутри, даже без видимых внешних проявлений.

И ещё одну великую истину открывают нам эти святые: пусть никто не отчаивается в спасении. Бог внимает и праведнику и грешнику, и Он ищет, именно ищет желание исправиться в самом ожесточенном сердце, ждёт и с радостью принимает покаяние самого последнего грешника.