Воскресение мертвых: что о нем говорит Церковь?

В чем суть учения о всеобщем воскресении?

Непосредственно перед Своим Вторым Пришествием Иисус Христос восстановит тела всех умерших когда-либо людей и воссоединит эти тела с душами. В этих воскресших телах люди встретят Господа на Страшном суде, где окончательно определится их последующая участь в вечности; в этих же телах они войдут в преображенную реальность Царства Божьего.

Что говорит о воскресении Ветхий Завет?

Наиболее значимое высказывание о грядущем воскресении принадлежит праведному Иову, жившему за два тысячелетия до Рождества Христова: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (Иов 19:25–27). Еще однозначнее ветхозаветную веру в воскресение выражает один из мучеников Маккавеев, пострадавших в середине II века до нашей эры: Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной (2 Мак 7:9).

Говорил ли Сам Иисус Христос о всеобщем будущем воскресении?

Да, и неоднократно: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16); Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин 5:25–29).

Что говорили о воскресении апостолы?

Вера в воскресение была одной из центральных тем апостольской проповеди. О воскресении, в частности, многократно свидетельствовал в своих Посланиях апостол Павел: Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею (1 Кор 6:14); …если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1 Кор 15:16–17); …если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Фес 4:14).

Как связаны Воскресение Христа и всеобщее воскресение людей?

Еще на заре существования человечества первые люди, Адам и Ева, разорвали свою связь с Богом, из-за чего в их жизнь и в жизнь всех их потомков вошли грех, страдания и смерть. Стремясь спасти Свое творение, Бог решает Сам стать человеком и этим самым восстановить разорванную связь между Творцом и людьми. После воплощения Сына Божьего все, что произошло с Иисусом Христом как с Человеком, имеет спасительное значение и должно произойти с каждым из нас. И раз Спаситель воскрес телесно, то и мы тоже призваны воскреснуть материальным образом.

Зачем нужно воскресение, если человеческая душа вечна?

Создавая весь мир, Бог задумал его сложным и многоплановым. Человек, как владыка и отражение этого мира, тоже имеет несколько уровней жизни. Наше тело — важная часть нас самих, , и поэтому состояние, в котором пребывают души после разлучения с телом, мыслится Церковью как неполноценное. В вечности призван участвовать весь человек, а не какая-то отдельная его часть. Для этого и будет совершено Богом всеобщее воскресение людей — как полное восстановление нашей природы для всестороннего участия в «жизни будущего века» и полноценного общения с Творцом.

Когда и как произойдет воскресение?

Поскольку Господь сокрыл от нас точное время Своего пришествия, сказав, что о дне том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф 24:36), то и какую-либо точную дату воскресения мы назвать не можем.

Доподлинно известно, что это воскресение будет всеобщим. Души всех умерших людей воссоединятся со своими телами, а тела живых преобразятся. При этом нам не открыто, переживут ли живущие на тот момент люди привычную нам смерть, но тем или иным образом их тела станут такими же, как и у воскресших мертвых.

Какими будут наши тела после воскресения?

В момент воскресения человек на телесном уровне станет подобен Христу, каким Он являлся ученикам после Своего воскресения, и не будет знать материальных ограничений — голода, боли, усталости, иных физиологических потребностей. Так, воскресшее тело Спасителя способно становиться невидимым, не чувствительно к холоду или жаре, бессмертно и нетленно. Также, сохранив отличительные черты внешности каждого человека, новые тела не будут носить прежних дефектов, и если человек в прежней жизни был, к примеру, хромым, косоглазым или парализованным, то после воскресения эти следы болезни исчезнут.

Такие совершенные тела будут дарованы всем — и грешникам, и праведникам?

С одной стороны, тела всех людей будут одинаково нетленными, бессмертными и не знающими физиологических нужд. С другой стороны, некоторое отличие между праведными и грешными будет. Тела праведных, по мнению отцов Церкви, будут окружены славой и иметь благородный и благолепный вид. Тела же грешников, при всех их нетленности и целостности, получат некий отпечаток той греховной жизни, которую вели до этого и в которой так и не раскаялись. Этот отпечаток будет иметь отталкивающий эффект и сводить на нет общую неповрежденность воскресшего тела.

Какому возрасту будет соответствовать внешность воскресшего?

Единого ответа на этот вопрос нет. Большинство богословов и святых отцов говорят о том, что люди воскреснут в телах, которые будут соответствовать зрелому возрасту, периоду полного раскрытия душевных и физических сил. Однако есть мнение, что некоторые подвижники, в знак Божьего почтения к их подвигу, сохранят видимые признаки старости (либо, наоборот, юности), во всем остальном имея черты зрелости и полноты сил.

Говорят, что сначала воскреснут праведники, а после некоторого времени — остальные…

Это утверждение еретическое и является частью не признаваемого Церковью учения под названием хилиазм. В общих чертах оно говорит о том, что первыми Господь воскресит праведных, с которыми некоторое время (обычно называется цифра в тысячу лет, отсюда и название «хилиазм» — от древнегреческого «хилиас», то есть тысяча) будет править на земле, и лишь по истечении этого срока воскресит грешников и будет судить человечество. В ответ на это учение Церковь говорит, что воскресение будет всеобщим и одномоментным.

Что будет после всеобщего воскресения?

После восстановления своей телесности люди придут на Божий суд, где Господь утвердит последующую участь каждого из нас. Как пишет апостол Павел, после воскресения и суда Бог будет все во всем» (1 Кор 15:28). Но это явственное Божественное присутствие в обновленном мире будет радостным не для всех. Для темных духов и грешных людей оно станет причиной мучительного существования, которое в церковной традиции также называется адом. Эти радость и мука будут вечными и будут переживаться людьми на всех уровнях, в том числе и на телесном.