Православный храм. История и традиции храмоздательства (часть 1)
1. Ветхозаветная скиния и храм
Расцвет храмоздательства на христианском Востоке и Западе относится к периоду между IV и VIII веками. Этому, однако, предшествовала долгая предыстория, начавшаяся в ветхозаветные времена и продолжившаяся в эпоху раннехристианской Церкви (I—III вв.). У древних евреев во времена патриархов не было особых зданий для богослужения. Этим евреи отличались от языческих народов, в частности от египтян, у которых существовала широко развитая храмовая архитектура. У евреев были, однако, священные места, связанные с явлениями Бога человеку (см.: Быт 32,30). Такие места могли обозначаться памятниками в виде камня, на который возливали елей (см.:Быт.28:18—22). В местах явлений Божиих устраивались жертвенники (см.:Быт.12:8; 26,25), представлявшие собой груду неотесанных камней для разжигания костра под открытым небом. Жертвенники устраивались также на новоприобретенных участках земли (см.:Быт.8:20; 33, 20).
В первый год исхода евреев из Египта под руководством Моисея, по повелению Божию, была сооружена скиния — переносное святилище (см.: Исх. 26-27). Именно она стала центром ветхозаветного богослужения. После завоевания Ханаана скиния была поставлена в Силоме (Суд.18:31), откуда перенесена сначала в Номву (1Цар.21:1-9), а при царе Давиде в Иерусалим (2Цар.6:16; 7:1). Скиния представляла собой шатер, была покрыта кожами, имела прямоугольную форму и разделялась на две части: Святилище и Святая Святых (Исх.26:33). В Святилище находился алтарь кадильный, где воскуряли особый фимиам, составленный из различных благовоний (Исх.30:8-9), золотой семисвечник (Исх.25:31-39) и позолоченный стол из дерева ситтим с 12 хлебами предложения (Исх.25:23-30), которые менялись каждую неделю. Во Святая Святых находился ковчег Завета, название которого происходит от хранившихся в нем скрижалей Завета (Исх.25:16,21). Он представлял собой ящик из дерева ситтим (или акации), покрытый изнутри и снаружи золотыми пластинками. Верхняя часть ковчега окружалась золотым венцом. В 4 углах располагались 4 золотых кольца, в которые продевались шесты из позолоченного дерева акации для перенесения его из одного стана в другой (Числ.10:33-36). Два золотых херувима, расположенные друг напротив друга на двух концах крышки, покрывали ее своими распростертыми крыльями (Исх.25:17-22).
Святое святых было отделено от святилища завесой из голубой, пурпурной и червленой шерсти и крученого виссона, висевшей на четырех столбах (Исх.26:31-33).
Перед скинией был устроен окруженный оградой двор, где приносились жертвы и собирался народ. Во дворе находился жертвенник — алтарь для заклания жертвенных животных (Исх.27:1-5), на котором непрерывно поддерживался священный огонь. Между скинией и жертвенником во дворе стоял также медный умывальник (Исх.30:17-21), из которого священники перед входом в святилище или перед приближением к алтарю черпали воду для омовения рук и ног.
Со времени царя Соломона до вавилонского плена местом общественного богослужения был храм иерусалимский, построенный по подобию скинии и разрушенный Навуходоносором в VI в. до Р. Х. Во время вавилонского плена евреи были лишены определенного места для общественного богослужения. Но после плена таким местом вновь стал восстановленный при Ездре и Неемии иерусалимский храм.
Около 20-го года до н.э. иудейский царь Ирод Великий начал масштабную реконструкцию храма, значительно расширив его пределы. При строительстве храма Ирода использовались элементы греческой классической архитектуры — колонны, балюстрады, галереи, портики. Размер храма Ирода значительно превышал размеры первоначального храма Соломонова. Он был окончательно разрушен в 70 г. по Р. Х. римским императором Титом.
С храмом связаны многие события из жизни Христа. Пресвятая Дева, в соответствии с предписаниями закона Моисеева, приносит Младенца Иисуса в храм (см.:Лк.2:22—39). Ежегодно на праздник Пасхи родители Иисуса посещают Иерусалим для участия в храмовом богослужении (см.:Лк.2:41). В одно из таких посещений двенадцатилетний отрок Иисус остается в храме, родители ищут Его и затем находят сидящим среди учителей и спрашивающим их. На упрек Матери Иисус отвечает: «зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лк.2:42—49)?
Обычай ежегодного посещения храма в праздник Пасхи Христос сохраняет на протяжении всей Своей земной жизни. Великолепие Иерусалимского храма, заново отстроенного Иродом Великим, восхищало учеников Спасителя. Но Иисус в ответ на восторги учеников предсказывает разрушение храма (см.:Мф.24:1—2).
В общине учеников Спасителя после Его смерти и воскресения в течение некоторого времени сохранялся обычай посещать Иерусалимский храм. В Деяниях говорится, что ученики Христа каждый день единодушно пребывали в храме (Деян.2:46). Упоминается также о том, как апостолы Петр и Иоанн шли в храм в час молитвы девятый (Деян.3:1). Впрочем, христиане посещали храм не столько для участия в иудейских религиозных обрядах, сколько с целью проповеди иудеям о Христе (см.:Деян.5:20).
Окончательному разрыву христианской общины с Иерусалимским храмом, помимо гонений со стороны иудеев, способствовало принятие в общину бывших язычников без совершения над ними обряда обрезания. Кроме того, христианская община довольно скоро вышла за пределы Иудеи и распространилась по другим частям римской «экумены». Наконец и сам храм был полностью разрушен в 70 году, когда в результате короткой «иудейской войны» Иерусалим захватили войска римского полководца Тита.
2. Места для богослужения в раннехристианский период
У раннехристианской общины не сразу появились свои культовые здания. Христос совершил Тайную Вечерю в обычном жилом доме, в горнице большой, устланной, готовой (см.:Мк.14:15; Лк.22:12). Местами христианских евхаристических собраний после воскресения Христа также были горницы — комнаты в частных домах (см.:Деян.1:13). Преломляя по домам хлеб, христиане «принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян.2:46). Этот домашний, частный, семейный характер первохристианских евхаристических собраний был далек от торжественности храмовых богослужений после-константиновской эпохи.
В период с I по III век христианское богослужение нередко совершалось в катакомбах — обширных подземельях, вырытых на глубине от 8 до 25 метров и служивших местами захоронений. Катакомбы имелись во многих городах Римской империи — как на Западе, так и на Востоке. Катакомбы представляли собой длинные коридоры, в стенах которых в мягкой вулканической породе — туфе — одно над другим высекались места для гробниц. Для молитвенного поминовения усопших в катакомбах высекались церкви прямоугольной формы.
Наиболее известны катакомбы, расположенные в окрестностях Рима. Общая протяженность подземных коридоров, входящих в римские катакомбы, составляет несколько сотен километров; в общей сложности в катакомбах насчитывается от 600 до 800 тысяч захоронений.
Вопреки распространенному представлению катакомбные церкви не служили для христиан местом, где они могли скрываться от гонений: как правило, места расположения катакомб были слишком хорошо известны. Катакомбные церкви использовались для богослужений и для поминовения усопших, в частности тех мучеников, тела которых были в них захоронены.
Гробницы мучеников нередко становились алтарями катакомбных церквей. Катакомбные церкви, а также отдельные гробницы первоначально украшались символическими изображениями, орнаментами, сюжетами из античной мифологии; затем появились изображения Христа, Богоматери, святых, событий Священной истории.
Посещение катакомб по воскресеньям было традицией многих благочестивых христиан. Церкви I—III веков по своему внешнему облику не отличались от светских построек; архитектурные формы христианской базилики — от форм базилики светской. Лишь войдя внутрь, можно было — благодаря настенным росписям и предметам литургического обихода — понять, что человек оказался в христианском храме. Отдельно строились баптистерии — помещения, в которых совершалось крещение оглашенных.