Иконография Божией Матери. Чудотворные и особо чтимые иконы

1. Значение икон Богородицы

Иконография Богородицы создавалась на протяжении многих веков и сегодня она составляет центральное по значению и крупнейшее по объему направление православной иконописи. Объединяя десятки различных типов изображения и более 800 изводов, основанных на конкретных исторических прототипах, она отражает особое место Божьей Матери в христианской и, особенно, православной культуре.

Восприятие образа Богоматери определяет традиции Ее изображения. С одной стороны, здесь – особое почитание и любовь, связанные с идеей божественного заступничества, всепрощения, чудесного избавления от бед. Характерно, что именно лики Богородицы составляют подавляющее большинство исцеляющих и чудотворных икон. К ней обращались во время великих бедствий – пожаров, эпидемий и войн, а сказания о случаях чудесного избавления красной нитью проходят сквозь всю историю русского государства.

С другой стороны, изображения Богородицы выражают определенный спектр догматических положений Церкви и, прежде всего, догмат боговоплощения, который является одним из краеугольных камней христианства в целом.

Изображение Богородицы христоцентрично и неслучайно, что почти все основные иконографические типы представляют Богоматерь держащей на руках Младенца Христа. Более того, в большинстве случаев именно Сын, а не Дева Мария является ключевым элементом изображения, что достигается благодаря особой технике. Художник пишет икону так, что лик Младенца Христа располагается в точке пересечения основных композиционных линий, благодаря чему, по законам изобразительного искусства, он прежде всего привлекает к себе внимание зрителя.

С точки зрения православной догматики, изображение Богородицы повествует о единении божественного и земного начал, о пришествии Иисуса Христа, рожденного в непорочном зачатии, на землю. «Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище Невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога», – пишет святой Григорий Палама, определяя главное содержание иконописного образа Богоматери. Что касается более конкретных, символических значений, здесь возможны различные толкования. В одной из трактовок изображение Богородицы может быть рассмотрено как аллегория Православной Церкви, которая, подобно Приснодеве, служит посредником между Богом и человеком, Царством Небесным и дольним миром.

2. Особенности иконного изображения Божией Матери и основные иконографические типы

По преданию, первые изображения Богородицы были написаны евангелистом Лукой, которого, в частности, считают автором знаменитого извода (прообраза) иконы Тихвинской Божьей Матери, которая почитается чудотворной и существует сегодня во множестве списков. Тихвинская икона относится к иконографическому типу «Одигитрия» – одному из самых распространенных канонов изображения Богоматери. На иконах «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница», Божия Матерь изображена в торжественной позе с поднятой рукой, обращённой к Своему Сыну, как бы указывающей человечеству путь к спасению. Что касается оригинальных изображений, то древнейшими среди них являются росписи в катакомбах Рима, которые были сделаны ранними христианами во II — III веках. В их числе – знаменитые изображения из кубикулы Велато и фрески из катакомб Присциллы, а также старинный образ в апсиде старинной церкви Санта-Мария Маджоре в Риме.

Множество типов представления Богоматери составляют две основные группы: лики, а также праздничные иконы и сюжетные композиции, основанные на апокрифических текстах. Первая сочетает несколько основных иконографических типов и представляет изобразительную трактовку особой догматики, определяющей место и значение Божией Матери в христианской истории и культуре. Во второй группе представлены разнообразные сюжетные изображения, основанные на Священном Писании, богослужебных текстах и песнопениях, а также символические иконы, такие как «Семистрельная» и «Неупиваемая Чаша». В любом случае, неизменным остается изображение самой Божией Матери, которая пишется в синей тунике и пурпурном мафории (большое женское покрывало на голову), расшитом тремя золотыми звездами, которые расположены на голове и плечах. В одном из писем свт. Николай Сербский представляет следующие особенности и отличительные черты православного изображения Божие Матери: «Одним из самых важных знаков, отличающих православную икону Богородицы, служат три звезды: одна над Ее челом, вторая на правом плече, третья на левом. Три звезды символизируют девственность Пресвятой Девы до рождества Христа, в момент рождества и после рождества. Затем – цвета Ее одежд. Как правило, в Ее одеянии преобладают три цвета: золотой, красный и голубой. Золотой цвет символизирует бессмертие, красный – мученичество, славу и господство, голубой – небеса; все вместе это означает, что, облеченная бессмертной славой на небесах, Она некогда была Рабой Божией и Страдалицей на земле.

Лик Пресвятой Богородицы на православных иконах никогда не изображается полным или округлым, но всегда удлиненным и тонким. Глаза крупные и задумчивые. Тихая грусть, готовая к утешительной улыбке. Грусть о скорбях мира, а улыбка – упование на Господа Утешителя. Но и грусть, и улыбка сдержанны, лишь угадываются, все сдержанно и подчинено духу. Это лик Победительницы, пережившей всю горечь страданий и боли, Которая теперь может помочь всем, кто борется со страданием и болью. Волосы всегда убраны полностью. Об этом лице нельзя сказать, что оно красиво по-человечески. Оно отклоняет всякую мысль о телесности. Оно излучает небесную красоту, которая являет себя только в святости. Оно обращает мысли того, кто смотрит на него, к возвышенной реальности и красоте души».

В основных чертах иконография Богородицы сформировалась еще в доиконоборческий период. Важным этапом в процессе ее развития стали решения Эфесского собора 431 года, подтвердившие основной христианский догмат о том, что Христос познается в двух естествах – как Бог и как Человек, и закрепившие, таким образом, фундаментальные положения Богородичной иконографии.

С окончанием затяжного периода иконоборчества и далее, на протяжении IX-X веков, иконография Божией Матери претерпела существенное развитие. В это время сформировались практически все основные типы изображения, включая распространенные в Византии «Оранта» (от лат. «молящийся») и «Панахранта». В первом случае Дева Мария предстает молящейся, с поднятыми и раскинутыми по сторонам руками, повернутыми ладонями наружу. В иконографии «Царицы Небесной» и «Панахранта», что в переводе с греческого означает «пречистая», «пренепорочная», Богородица пишется восседающей на престоле, с младенцем Иисусом Христом на коленях.

Первые русские иконы Божьей Матери появились в X-XI веках и были созданы по аналогии с византийскими образцами. С развитием иконописных школ, которые окончательно утвердились к XIII столетию, началось становление национальных традиций изображения Богородицы. Так, наиболее широкое распространение получил иконографический тип «Елеуса» («Умиление»), который фактически не встречался до X века. Для него характерно изображение Богородицы, прижимающейся щекой к Младенцу, сидящему у Нее на руках. В этой иконографии были написаны многие чтимые и известные на Руси иконы, включая Владимирскую и Донскую. Другой характерной особенностью, которая отличает русскую школу, является преобладание поясных и оглавых икон, в то время как в византийской традиции были более распространены ростовые изображения.

Иконография Богородицы – это огромный культурный слой, который продолжает расти. Многие иконы сравнительно молоды. Например, знаменитый «Державный» образ, обретенный в 1917 году в подвале одной из московских церквей, был написан в конце XIX века. Эта икона, также как и любая другая из многих сотен известных сегодня изводов, является результатом особой трактовки образа Богородицы и обладает своей историей, символикой и культурным значением.

3. Чудотворные и чтимые иконы

Существует великое множество икон Пресвятой Богородицы, через которые Она являла и являет великие чудеса и милости.

1) Владимирская.

По преданию, эта икона написана апостолом и евангелистом Лукой. Когда апостол показал Богоматери этот образ, Она произнесла: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сею иконой да будет».

На иконе Богоматерь держит младенца на правой руке. Левая рука на уровне груди чуть касается одеяния Спасителя. Богомладенец тесно прижался щекой к лицу Пресвятой Богородицы и обнимает ее за шею (иконографический тип «Елеуса»). Из-под мафория видна Его ручка. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня (говорят “пяточка” – по которой узнают Владимирскую).

Святой образ пребывал в Иерусалиме до V века, а затем был перенесен в Константинополь. В начале XII века Царьградский Патриарх послал ее в дар великому князю Юрию Долгорукому. Икона была поставлена в великокняжеском селе Вышгороде, расположенном на берегу Днепра неподалеку от Киева, в женском монастыре. Отсюда святой благоверный князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукова, перенес икону во Владимир и поместил в Успенском соборе, специально воздвигнутом для этого. С тех пор икона стала именоваться Владимирской. От святого образа совершалось великое множество чудотворений.

В конце XIV века, когда Тамерлан, разорив Рязань, направился к Москве, опустошая и уничтожая все на своем пути, Владимирская икона была принесена в Москву. Во время шествия ее из Владимира, длившегося десять дней, народ вставал на колени по обеим сторонам дороги и молил: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!».

Пресвятая Богородица не отвергла молитв и Сама, Своей благодатной силой защитила Русь. В то время, когда в Москве встречали святую икону, Тамерлан спал в своем шатре. Во сне он увидел высокую гору, с которой к нему спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в воздухе, в несказанном величии, в сиянии ярких лучей, явилась Величавая Жена. Ее окружало бесчисленное множество Ангелов с огненными мечами. Подняв мечи, Ангелы устремились на Тамерлана, а Жена повелела завоевателю оставить пределы Руси. Проснувшись в ужасе, он созвал приближенных и спросил, что означает его сон. Ему ответили, что Величавая Жена – это Матерь христианского Бога, Защитница русских. Тамерлан дал приказ своим полчищам повернуть назад. Все: и татары и русские – были поражены происшедшим чудом. Летописец, описав его, закончил словами: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы». В память чудесного избавления Москвы установлено празднование иконе 8 сентября (26 августа по старому стилю).

Еще не раз Москва была избавлена от нашествия татар заступничеством Пресвятой Богородицы, получая неизменную помощь по молитвам пред чудотворной Владимирской иконой.

Святой образ пребывал в Успенском соборе Кремля. К чудотворной Владимирской иконе Божией Матери приходили люди со всех концов России. Перед ней совершалось избрание и поставление Российских митрополитов, а затем – Патриархов, начиная с первого – святителя Иова и кончая святителем Тихоном. Весь народ почитал Владимирскую икону как главную святыню русской земли.

Молясь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Владимирской, мы, уповая на Ее помощь и заступление, говорим: «Никтоже притекаяй к Тебе, посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодати и приемлет дарование полезному прошению».

Празднование Божией Матери в честь Владимирской Ее иконы совершается 3 июня (21 мая), 6 июля (23 июня) и 8 сентября (26 августа).

2) Казанская.

Казанская икона Божией Матери особо почитается на Руси. В каждом храме, в каждой верующей семье можно увидеть этот образ. Казанской иконой благословляют к венцу молодых, перед ней молятся о семейном благополучии.

На этой иконе Спаситель не сидит на руке Богородицы, а стоит слева от Нее. Правая рука Его поднята в благословении. Голова Божией Матери чуть склонена к Богомладенцу.

Явление Казанской иконы произошло при следующих обстоятельствах. После покорения Казани Иваном Грозным там была учреждена епархия и начала распространяться православная вера. Но вскоре магометанство стало оказывать сильное сопротивление. В 1579 году в Казани случился пожар, которым были уничтожены половина кремля и часть города, прилегавшая к нему. Магометане стали говорить, что Бог гневается на русских. «Вера Христова стала притчею и поруганием», – свидетельствует летописец. Именно в это тяжелое для православных время Пресвятая Богородица явила Свою чудотворную икону.

Дочери стрельца, девятилетней Матроне, во сне трижды являлась Богоматерь с приказанием возвестить архиепископу и городским начальникам, чтобы они извлекли из земли Ее икону. Пресвятая Богородица указала место, где на пепелище недавно сгоревшего дома следовало искать святой образ. Но словам девочки не придали значения, и тогда она с помощью матери решила исполнить повеление Богородицы.

8 июля мать Матроны начала копать землю в том месте, которое указала ей дочь. Но икона не появлялась. Затем землю стала копать Матрона, и вскоре святыня была обретена. Лики на иконе были свежие, ничем не попорченные, а сама икона, несмотря на пребывание в земле, как будто только что написана.

Весть о чудесном обретении иконы быстро разнеслась по городу. С крестным ходом образ был перенесен в приходскую церковь во имя святителя Николая, настоятелем которой в то время был священник Гермоген, будущий архиепископ Казанский, а затем Патриарх и священномученик. Он и описал впоследствии это событие.

Многочисленные чудотворения от иконы начались сразу же, с прозрения слепцов. Поэтому перед Казанской иконой молятся также о прозрении и об исцелении болезней глаз. На месте обретения иконы был устроен женский монастырь, в котором приняли постриг Матрона со своей матерью.

Пресвятая Богородица не раз спасала Россию и подавала помощь и избавление от врагов через Казанскую икону. В смутное время, когда с престола Российского был свергнут последний царь династии Рюриковичей, наступило время междуцарствия, сопровождавшееся смутами, грабежами, насилиями. Москва была занята поляками, в низовьях Волги собирал рать самозванец, а с севера угрожали шведы, захватившие Новгород. Поляки глумились над Православной верой, оскверняли храмы, грабили и жгли города и села.

По призыву святителя Гермогена, томившегося в Москве в плену у поляков, русские люди ополчились против иноземцев и встали на защиту первопрестольной столицы и своего отечества.

Казанская икона пребывала в ополчении, созванном Мининым и руководимым князем Пожарским. Слезные молитвы, изливаемые перед чудотворным образом, были услышаны Царицей Небесной, и Она простерла над Россией Свой милостивый покров. 22 октября 1612 года Москва была освобождена от польских захватчиков. В первый же воскресный день после освобождения русское воинство и все горожане совершили торжественный крестный ход с Казанской иконой. Тогда же было установлено празднование Пресвятой Богородицы в честь Ее Казанской иконы в благодарность за избавление Москвы и России от поляков, а на Красной площади князем Пожарским был воздвигнут собор, куда и помещена была чудотворная икона.

Два столетия спустя, во время войны с французскими захватчиками, в 1812 году, в Казанский собор перед отъездом в армию приезжал молиться перед чудотворным образом фельдмаршал Кутузов. После молебна на него была возложена Казанская икона. И Матерь Божия снова не отвергла молитвы, возносимые перед Ее иконой, и первая крупная победа была одержана в день праздника иконы 22 октября, когда выпал снег и ударили сильные морозы, сама Заступница пришла на помощь воинам.

Празднование Казанской иконе Пресвятой Богородицы совершается 21 (8) июля и 4 ноября (22 октября).

3) Иверская.

На Иверской иконе Пресвятая Богородица держит Богомладенца на левой руке; правая рука в молении протянута к Спасителю, одновременно указуя на Него. Голова Спасителя приподнята, и лик немного повернут к Богоматери, чуть склонившей к Нему голову. На правой щеке Пресвятой Богородицы изображена рана, из которой течет кровь. Это главное отличие, по которому всегда можно узнать Иверскую икону.

История этого святого образа такова. У благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи, расположенного недалеко от Константинополя, находилась чудотворная икона Божией Матери. Это был IX век, время иконоборческой ереси и жестокого гонения на святые иконы и почитающих их. Однажды в дом этой женщины ворвались воины императора-иконоборца Феофила, чтобы забрать и уничтожить икону. Вдова умолила их подождать до следующего дня. Но один из воинов, движимый сатанинской злобой, ударил копьем в лик Богоматери. Из пронзенного места на иконе, как из живого тела, потекла кровь.

Желая спасти чудотворную икону от поругания, вдова опустила святыню в море. Икона, стоя прямо, словно поддерживаемая кем-то, поплыла по волнам. Сын этой благочестивой женщины, который был свидетелем произошедших чудотворений, став впоследствии иноком на Святой Горе Афон, рассказал афонским монахам об иконе, пущенной в воду его матерью.

С тех пор прошло много времени. Как-то иноки Афонского Иверского монастыря заметили в море огненный столп, достигавший до неба, который стоял над иконой Богоматери. После усердной молитвы братии Пресвятая Богородица, явившись во сне старцу Гавриилу, повелела ему идти по волнам, чтобы взять икону.

Старец с несомненной верой исполнил повеление Владычицы и, безбоязненно пройдя по воде, как по суше, принял на руки чудотворный образ. Иноки Иверской обители с радостью и благоговением встретили святыню и поместили ее в церкви. Однако на следующий день они увидели, что икона находится не в храме, а над вратами обители. Икону вернули в храм, но на утро она снова оказалась на том же месте. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Богородица не открыла преподобному Гавриилу Свою волю. Она сказала, что не хочет быть хранимой иноками, но Сама станет их Хранительницей не только в земной, но и в вечной жизни.

Над вратами обители построили храм в честь Божией Матери и поставили там чудотворную икону, где она пребывает и доныне. С тех пор икона эта называется Иверской.

История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери: избавление от варваров, восполнение запасов пшеницы, вина, елея, исцеления больных. В России было известно о чудотворной Иверской иконе. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон (впоследствии Патриарх) обратился к архимандриту Иверского монастыря, бывшему тогда в Москве, с просьбой прислать список с чудотворного образа. Афонский инок Иамвлих Романов написал копию, и 14 октября 1648 года икона была принесена в Москву. Этот образ, как и другие списки с Иверской иконы, прославились многочисленными чудотворениями.

Празднование Божией Матери в честь Ее Иверской иконы совершается 25 (12) февраля, 26 (13) октября и во Вторник Светлой (Пасхальной) седмицы.

4) Знамение.

На иконе «Знамение» Пресвятая Богородица изображена с молитвенно воздетыми руками, а на фоне круга (так называемой сферы, символизирующей Божественную славу) помещен благословляющий Богомладенец. Такое изображение Богородицы относится к одному из самых ранних иконописных образов. Иконографический тип Божией Матери «Знамение» соотносится с темой чудесного предзнаменования Воплощения Христа, которое описано в пророчестве Исайи (Ис.7:14): «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил», цитируется в Евангелиях (Мф.1:23,Лк.1:31) и гимнографии («И чрево Твое бысть пространнейшее небес» – так величается Богородица в Акафисте). В цитируемых словах открывается тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек.

«Знамением» же икона стала называться после чудесного знамения от Новгородской иконы, бывшего в 1170 году. В тот год удельные князья, объединившись, замыслили покорить Великий Новгород. Громадная рать обложила город. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Они молились дни и ночи. Архиепископ Новгородский, с тех пор как город был окружен, неустанно молился в Софийском соборе перед иконой Всемилостивого Спаса. В третью ночь он вдруг почувствовал священный трепет, и от иконы раздался голос, повелевающий ему взять образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.

Когда икону вынесли на городскую стену и поставили ее лицом к осаждающим, те не смягчились сердцем и не вразумились, а пустили на это место стены тучу стрел. Одна из стрел попала в священный лик Богоматери. И тут свершилось чудо – икона сама отвернулась от осаждающих и обратилась лицом к городу, а из очей Пречистой Девы потекли слезы.

В то же время на воинов, осаждавших город, напал великий ужас. У них помрачилось зрение, они стали поражать друг друга. Тогда новгородцы, ободренные знамением, наголову разбили многочисленное войско нападавших.

Тогда же, в воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, и было установлено 10 декабря (27 ноября) празднование Ее иконе, именуемой «Знамение».

После этого от этой самой иконы произошло великое множество чудотворений. Прославились чудотворениями и другие иконы «Знамение» – Курская, Абалацкая, Серафимо-Понетаевская и многие другие.

5) Донская.

Младенец сидит на правой руке Богородицы и прижимается щекой к Ее лицу. Богоматерь тоже склонила голову к Сыну и поддерживает Его правой рукой. Спаситель протянул вперед правую руку, к плечу Матери, а в левой держит свиток. Ноги Его обнажены до колен, они покоятся на кисти левой руки Богородицы.

Икона принесена донскими казаками, прибывшими на помощь Димитрию Донскому в битве с татарами. Она крепилась на древке как хоругвь и была при войске во время Куликовской битвы (1380 год) – ее носили по лагерю. После победы казаки поднесли икону в дар Дмитрию Донскому, и он поставил ее в Успенском соборе в Коломне. Иван Грозный молился перед ней, отправляясь в Казанский поход. Позже, в XVI веке, икону перенесли в Благовещенский собор Московского Кремля. Ее заступничеством Москва была спасена от набега крымского хана Казыгирея в 1591 году. На месте, где во время битвы стояла икона, в том же году был основан Донской монастырь. Позже икона опять была перенесена в Кремль.

Празднование Донской иконе совершается 1 сентября (19 августа).

6) Всех скорбящих Радость.

Божия Матерь на этой иконе изображена во весь рост, в царском одеянии и с венцом на главе. Перед Ней – бедствующие люди, страдающие от различных недугов и житейских скорбей. Об их страданиях свидетельствуют пояснительные надписи, слова из молитвы к Богородице: «Помощница еси обидимым, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление». Около людей изображаются Ангелы, которые указывают им на Богоматерь.

Икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» прославилась в конце XVII века. Родная сестра Патриарха Иоакима (умер в 1660 году), жившая в Москве, долгое время страдала тяжелой болезнью. Однажды во время молитвы она услышала голос «Евфимия! Отчего в страдании твоем ты не прибегаешь к общей Целительнице всех? В храме Преображения Сына Моего есть образ Мой, именуемый “Всех скорбящих Радость”. Призови священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление». Евфимия исполнила повеление Пресвятой Богородицы и исцелилась.

Чудотворная икона и по сей день пребывает в храме Преображения Господня, что в Москве на Большой Ордынке.

Великое множество списков с иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» также прославились чудотворениями. В Петербурге и Тобольске, в Твери и Киеве, в Воронеже и Нижнем Новгороде люди, страждущие от различных скорбей и болезней, припадают с молитвой к чудотворному образу.

Празднование этой иконе совершается 6 ноября (24 октября).

7) Взыскание погибших.

С древних времен христиане, веруя во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, дали Ей наименование “Взыскание погибших” как последнему прибежищу и надежде погибающих людей. По преданию, эта икона прославилась в VI веке, в малоазийском городе Адане, избавив от вечной погибели падшего, а затем раскаявшегося инока, который, исправив свою жизнь, достиг духовного совершенства и был прославлен Святой Церковью в лике святых.

В России образ Божией Матери «Взыскание погибших» почитается издавна. Известно несколько чудотворных икон, через которые Богородица явила Свою милость людям.

Прославление одной из них совершилось в XVII веке после чудесного избавления от смерти калужского крестьянина Федота Обухова, заблудившегося в страшную вьюгу. В благодарность за спасение он, по обету, заказал список с иконы «Взыскание погибших», находившейся в городе Болхове Орловской губернии. С того времени икона прославилась чудесами и исцелениями.

На иконе Пресвятая Богородица придерживает Богомладенца правой рукой, соединенной с левой. Спаситель чуть поднял голову и ручкой старается обнять за шею Богородицу, которая чуть наклонила к нему голову.

«Взыщи нас, погибающих, Пресвятая Дева, не по грехом нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши. Избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас», поется в тропаре иконе «Взыскание погибших».

Празднование иконе Божией Матери, именуемой “Взыскание погибших”, совершается 18 февраля (5 февраля по старому стилю).

8) Смоленская.

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).

В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая – «мера в меру» – в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 – каменная.

Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.

Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.

Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.

Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, — 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.

9) Тихвинская.

Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, по преданию, находилась некогда в Константинополе, где пребывала в течение пяти столетий. За семьдесят лет до падения Константинополя и захвата его турками икона исчезла из города. В то же самое время она явилась на Ладожском озере. Рыбаки, забрасывавшие сети, увидели необыкновенный свет и в нем – движущуюся в воздухе над водой икону.

Святая икона, носимая Ангелами по воздуху, являлась еще в нескольких местах, пока не остановилась на реке Тихвинке близ Тихвина.

На месте, избранном Пресвятой Богородицей для пребывания Ея чудотворного образа, был построен деревянный храм во имя Успения Богоматери. Трижды храм был уничтожен пожаром, но икона, находившаяся в нем, всегда оставалась невредимой. В 1510 году великий князь Василий Иоаннович велел построить вместо деревянного храма каменный, а его сын – Иоанн Грозный устроил здесь мужской монастырь. Многочисленные чудеса: прозрение слепых, исцеление больных, бесноватых – привлекли в обитель богомольцев.

К особенно памятным знамениям, бывшим от Тихвинской иконы, относится избавление монастыря от шведов. Это происходило в смутное время, в 1613 году, когда шведы овладели Новгородом. Захватив поначалу Тихвинскую обитель, они вскоре были вытеснены оттуда. Генерал Делагарди в ярости от того, что хорошо обученное регулярное войско понесло поражение от защитников монастыря, решил отомстить и приказал своим полкам сравнять обитель с землей. Окрестные жители вместе с ратниками и монахами заперлись в монастыре.

Шведское войско многократно штурмовало стены обители, на которых бились все, кто мог. Те же, кто уже не в силах был сражаться, молились в храме пред чудотворной иконой. Одной благочестивой женщине Марии, за два года до этого получившей от иконы прозрение, явилась Богородица и повелела: «Скажи всем находящимся в обители, да возьмут икону Мою и обойдут по стенам вокруг, и узрят милость Божию». Повеление Владычицы было выполнено, и святой образ с пением молебна пронесли по монастырским стенам. В это самое время на шведов напал страх и, никем не гонимые, они в смятении бежали.

Но не желая вразумиться, распаляемые злобой, шведы еще несколько раз приступали к монастырю, и каждый раз Пресвятая Богородица избавляла Свою обитель от верной гибели. В последний раз около 1616 года. Генерал Делагарди снова послал к монастырю многочисленное войско с приказом разорить обитель, а чудотворную икону разрубить на куски. Когда в монастыре узнали об этом, то хотели взять икону и удалиться с ней в Москву, но не смогли сдвинуть образ с места. Пречистая Богородица даже не допустила шведов до стен обители. Шведы были поражены новым чудом. Им показалось, что приближается многочисленное, сильно вооруженное войско и стремится окружить их. Видя, что они не могут бороться с намного превосходящей их силой, шведы бросились бежать. А в монастыре тем временем горстка защитников ожидала нападения.

И когда местные жители принесли весть о бегстве неприятеля, никто не мог поверить в это, пока своими глазами не увидели, что вся местность усеяна брошенным оружием, поломан молодой лес и помят кустарник. Это была последняя попытка шведов бороться с Владычицей мира.

Через год, в 1617 году, был заключен мир между Россией и Швецией.

Тихвинская икона почитается во всей России. Особенно прибегают к ней с молитвами о здравии детей, об исцелении их от болезней.

Празднование Божией Матери в честь Тихвинской Ее иконы совершается 9 июля (26 июня).

10) Феодоровская.

Пресвятая Богородица изображена с Предвечным младенцем на правой руке, которой Она придерживает Его ножку. Правая ножка Младенца согнута и обнажена по колено. Он прижимается к Своей Матери щекой, а левой ручкой обнимает Ее за шею.

Первое прославление Феодоровской иконы относится к XII веку. Святой образ находился в деревянной часовне близ старинного Городца. Жители этих мест почитали икону как чудотворную. В середине XII века на месте часовни был построен Феодоровский Городецкий монастырь. Во времена Батыева нашествия в 1238 году Городец был сожжен дотла. Сгорел и монастырь. Думали, что икона тоже погибла в огне, но некоторое время спустя Пресвятая Богородица снова явила Свой чудотворный образ. Произошло это так. Князь Василий Костромской, младший брат благоверного князя Александра Невского, охотясь, углубился в лесную чащу. На сосне он увидел икону и попытался снять ее, но она внезапно поднялась на воздух. Пораженный этим чудом, возвратившись в город, он рассказал о происшедшем духовенству. Крестный ход, сопровождаемый множеством народа, направился к месту, где находилась икона. Перед ней был отслужен молебен, вслед за которым священнослужители, после коленопреклоненной молитвы, сняли образ с дерева и отнесли его в Кострому, где поставили в соборе вмч. Феодора Стратилата. Отсюда и произошло название иконы. На месте ее явления был основан монастырь во имя Нерукотворного образа Спасителя, в день празднования которого была обретена Феодоровская икона.

В первый же день пребывания чудотворной иконы в соборе к ней собралось множество больных и страждущих от нечистых духов, и многие из них были исцелены от своих болезней и беснования благодатию, изливаемой от иконы. На поклонение святому образу стало стекаться множество богомольцев. Среди них были и жители Городца. Они тотчас узнали в новоявленном образе икону, находившуюся прежде у них.

Несколько лет спустя собор был уничтожен пожаром. Все очень скорбели, думая, что икона также сгорела, но на третий день после пожара ее обрели на пепелище совсем не поврежденной огнем. На месте сгоревшего был построен каменный собор, где и поставили святыню.

В 1260 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение – участь, которая уже постигла многие русские города. Всю надежду князь и жители города возложили на Пресвятую Богородицу и молили Ее спасти город. Когда русское войско двинулось навстречу врагу, икону понесли следом, и священники на ходу пели молебны.

Рати сошлись. И тут совершилось чудо. Ослепительные лучи света, ярче солнечных, засияли от чудотворного образа и, падая на татар, ослепляли и опаляли их. Татары в страхе обратились в бегство.

С Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы связано избрание на царство Михаила Романова. Выборные от всей Русской земли послы, придя в Кострому и направляясь в Ипатьевский монастырь, где пребывал юный Михаил со своей матерью, инокиней Марфой, подняли из храма чудотворную Феодоровскую икону. Инокиня Марфа долго не давала согласия на высокое призвание сына. Но после, в слезах упав на колени перед Феодоровской иконой, произнесла: «Да будет воля Твоя, Владычица! В Твои пречистые руки предаю чадо мое! По воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству». С воцарением Михаила Феодоровича кончилось на Руси смутное время.

Феодоровская икона особо почиталась всей династией Романовых. Как некогда совершилось перед этой иконой поставление на царство первого царя фамилии Романовых, так и сопровождала она до самой мученической кончины последнего государя и его семью. Царица-мученица Александра Феодоровна особенно чтила Феодоровскую икону. В доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над царской семьей была найдена копия Феодоровской иконы, без которой Александра Феодоровна никуда не выезжала.

В 30-е годы, во время гонений, Успенский собор – место постоянного в течение веков пребывания иконы – был разрушен. Ныне святой образ находится в недавно восстановленном Богоявленском кафедральном соборе Костромы.

Празднование Феодоровской иконе совершается дважды в год – 27 (14) марта и 29 (16) августа.

11) Почаевская.

Почаевская икона Пресвятой Богородицы принадлежит к числу наиболее почитаемых святынь благодаря бесчисленным чудотворениям, истекающим от нее. Находится чудотворный образ в Успенской Почаевской лавре в Западной Украине.

На горе, где ныне расположена Лавра, в середине XIV века поселились два инока. Однажды один из них после обычной молитвы поднялся на вершину горы. Вдруг он увидел Пресвятую Богородицу, стоявшую на камне и окруженную пламенем. Он позвал другого брата, который тоже удостоился чудного видения. Третьим свидетелем чуда стал пастух Иоанн Босой. На камне, где стояла Богородица, остался отпечаток Ее правой стопы.

Два столетия спустя, в 1559 году, Константинопольский митрополит Неофит, проезжая по Волыни, остановился у живущей в имении Орля дворянки Анны Гойской. При отъезде он в благословение оставил ей икону Богоматери, взятую им из Константинополя. От этой иконы стали совершаться знамения. Ее видели окруженную сиянием, от нее получил исцеление больной брат Анны Гойской. Видя столь великую благодать, исходящую от чудотворного образа, благочестивая женщина в 1597 году передала его в монастырь на Почаевской горе, которая находилась невдалеке от ее имения. С тех пор икона именуется Почаевской. Многочисленные и дивные исцеления привлекали в монастырь толпы богомольцев.

Расскажем лишь о двух, из великого множества свидетельств о благодатной помощи Царицы Небесной. Один почаевский монах попал в плен к татарам. Томясь в неволе, с болью в сердце он вспоминал величественный Почаев, его святыни и храмы, монастырские богослужения. Особенно тосковал он при наступлении праздника Успения Пресвятой Богородицы, престольного праздника обители. В слезах он молил Пречистую Богородицу избавить его от плена. И вдруг темница, в которой он находился, исчезла, и он увидел, что стоит у стен дорогой его сердцу обители, в которую на праздник собралось множество народа.

Дивную помощь явила Пресвятая Богородица в 1675 году, когда турки осадили Почаев. Силы были неравны, и всю надежду братия возложила на Богоматерь. День и ночь со слезами молились иноки перед Ее чудотворным образом. Игумен велел петь акафист Богоматери. Когда запели «Взбранной Воеводе победительная», над храмом явилась Божия Матерь, простирающая над обителью Свой омофор. Ее окружали Ангелы в воинских одеждах и с мечами, подобными молниям. На осаждавших напал великий страх, и они обратились в бегство.

И ныне, как и четыре столетия назад, иноки Почаевской лавры возносят пред чудотворным образом Пресвятой Богородицы молитвы и прославляют Заступницу рода христианского.

Празднование Божией Матери в честь Ее Почаевской иконы совершается 5 августа (23 июля), 21 (8) сентября.

12) Нечаянная Радость.

Изображается одно из чудес от иконы Черниговской Божией Матери, которое описано святым Дмитрием Ростовским в книге «Руно орошенное…». Один грешник молился Богородице и вдруг увидел образ Ее движущимся, а на руках и ногах Младенца – язвы и кровь, как на Кресте у Спасителя. Человек ужаснулся, спросил, кто это сделал, и Богоматерь ответила ему, что сделали это такие же грешники, как он. После видения человек раскаялся, стал жить праведно.

Празднование совершается 14(1) мая и 22(9) декабря.

13) Живоносный источник

На иконе изображена большая чаша, стоящая в широком водоеме, полном воды. Над чашей, а иногда внутри нее Пресвятая Богородица с Младенцем Христом. Из чаши истекают струи животворной воды, которую пьют жаждущие люди.

В начале V века Лев, будущий император Византии, а тогда еще воевода, шел через кипарисовую рощу близ Золотых врат Константинополя. Встретив здесь слепца, сбившегося с дороги, он отвел его в тень отдохнуть, а сам отправился искать воду, чтобы дать изможденному от усталости путнику напиться. Тут он услышал слова, обращенные к нему: «Царь Лев! Войди в эту рощу, почерпни воды, которую там найдешь, и напои ею жаждущего. Тину же из источника положи на его глаза. Я помогу тебе воздвигнуть здесь храм во имя Мое, и все, кто будет сюда приходить и с верой призывать Мое имя, получат исполнение от молитв и исцеление от недугов».

Некоторое время спустя, когда Лев по слову Богородицы стал императором, он приказал расчистить источник от тины и заключить его в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Источник император Лев назвал «Живоносным», так как здесь проявилась чудодействующая и исцеляющая благодать Богоматери.

С тех пор на этом источнике постоянно происходило множество чудес. После падения Константинополя храм «Живоносного источника» был разрушен, а сам источник засыпан. Но христиане открыли источник и черпали из него воду. Сохранились свидетельства, относящиеся к 20-м годам XIX века о происшедших здесь чудотворениях. С течением времени строгость турецких властей смягчилась, и над источником в 1835 году вновь был воздвигнут храм.

В России есть много чтимых икон «Живоносный Источник». В Саровской пустыни, где подвизался преподобный Серафим Саровский, был воздвигнут храм в честь этой иконы. Преподобный часто посылал больных богомольцев молиться перед иконой «Живоносный Источник», и они получали исцеления.

Празднование Божией Матери в честь Ее иконы, именуемой «Живоносный Источник», совершается в пятницу Светлой (Пасхальной) седмицы.