Святая галилеянка из Магдалы
Апостолы проповедовали Воскресение Христово всему миру: Мария Магдалина проповедовала Воскресение Христово самим Апостолам — она была Апостолом для Апостолов! Святые отцы Церкви провидят в этом обстоятельстве особенную тайну и премудрость провидения Божия. Святая наравне с апостолами послужила своим трудом, обращая в христианскую веру народы Палестины, Византии и Малой Азии, поэтому Мария Магдалина Церковью признана «Равноапостольною».
В иконографии святая изображается не только с Крестом в руке — символом крещения и спасения от вечной смерти (что характерно для иконографии равноапостольных), но и с алавастровым сосудом, наполненным благоуханным миром для помазания тела умершего Спасителя, или с красным яйцом, напоминая нам предание о встрече с римским императором Тиверием I, который уверовал в Воскресшего Христа по вдохновенному рассказу св. Марии. По преданию Тиверий предложил причислить Иисуса Христа к лику римских богов и даже тогда, когда Римский Сенат отверг такое его предложение, он царским указом грозил наказывать всякого, кто осмелился бы оскорблять верующих во Иисуса Христа.
Подробности жития святой равноапостольной Марии Магдалины изложены в акафисте на основе Евангельских повествований и Священного Предания. Святая Мария была родом из Галилейского города Магдалы: «Ангелов Творец и Господь сил, предуведевый благое произволение твое, святая мироносице, от града Магдалы избра тя» (акафист, икос 1). Магдала от еврейского слова «магделайя», означающего башню, была городом на западном берегу Геннисаретского озера, недалеко от городов Капернаума и Тивериады. Магдала славилась красильным производством и изделиями тонких шерстяных материй; кроме того в ней велась обширная торговля горлицами и голубями для жертв очищений; предание приписывает Магдале триста голубиных лавок и вблизи целую долину «голубей». По происхождению из города Магдалы святую равноапостольную Марию и называют Магдалиною, для отличия ее от прочих благочестивых жен, упоминаемых в Евангелии с именем Марии.
Равноапостольная святая Мария Магдалина была истою галилеянкою. А галилеянин, галилеянка в проповеди и утверждении христианства означает очень много особенного. Галилеянином звали Самого Христа Спасителя (Мф. 26:69), так как Он с младенчества рос и жил и потом много проповедовал в Галилее, и даже в четвертом веке греко-римский император Юлиан Отступник умер (в 363 г.) со словами, обращенными ко Христу:
— Ты победил меня Галилеянин!
Галилеяне воспринимали и распространяли учение Христово ревностнее иудеев прочих областей Палестины, поэтому в начале всех последователей Христа Спасителя называли «галилеянами» (Деян.1:11). Галилеяне же также много и резко отличались от иудеев прочих областей Палестины, как контрастно отличалась природа Галилеи от южной Палестины. В Галилее природа была жизнерадостна и население живое, простое; в южной Палестине — бесплодная пустыня и народ, не желающий признавать ничего, кроме буквы и формы правил. Жители Галилеи охотно воспринимали идеи духа закона; у иудеев же иерусалимских господствовала одна рутинная внешность. Галилея стала родиною и колыбелью христианства; Иудея была иссушена узким фарисейством и близоруким саддукейством. Галилеяне были пылки, отзывчивы, стремительны, благодарны, честны, храбры, — были восторженно религиозны, любили слушать поучения о вере и о Боге, — были откровенны, трудолюбивы, поэтичны и любили греческое мудрое образование. И Мария Магдалина, исцеленная Христом Спасителем, проявила в своей жизни много прекрасных отличительных свойств своих родичей галилеян, первых и ревностнейших христиан. Создатель акафиста указывает на пылкость и преданность Богу святой словами: «огнь любве к Богу в сердце твоем возжегшая» (акафист, икос 4).
Относительно первой части жизни святой равноапостольной Марии Магдалины известно только то, что она была подвержена тяжкому, неизлечимому недугу, была одержима, по евангельским словам, «семью бесами» (Лк.8:2). Причина и обстоятельства возникновения этого ее несчастья неизвестны. Но святое Евангелие и отцы Церкви Христовой поучают, что такие особенные тяжкие страдания Провидение Божие допускает для того, чтобы «явились дела Божии». «Видящи святая Мария себе от седми лютых бесов избавление, всем сердцем победителю ада Христу Богу прилепися, вся люди научающи не усты токмо, но и всем житием Богу служити» (акафист, кондак 2). Служение Богу женщин, следовавших за Христом, выражалось в помощи тем неимущим, которые встречались на пути Спасителя и Его учеников. Благочестивые жены, «служили Ему имением своим» (Лк. 8:3), в случаях нужды, уплачивая расходы по насущным потребностям бедных, сопутствовавшим их Спасителю и, по указанию Его, оказывали необходимые пособия, нуждающимся в материальной помощи. Из таких благодарных жен Евангелист Лука называет Марию Магдалину первою (Лк. 8:2).
Святая проявила необыкновенную силу духа и мужество, любовью победила страх и старалась смягчить тернистый путь, каким Христос шел для спасения мира: «Видящи, святая Марие, Христа Бога на кресте висяща, дивное мужество показала еси: мнози бо от ученик Учителя своего оставивша: ты же, непрестанными божественными ученьми Того душу и мысль разжегши, немощь естества женскаго превозмогла еси» (акафист, икос 5). Окруженный на Кресте злобой иудейских старейшин, глумлениями первосвященников и книжников, мученический взор Спасителя с утешением замечал слезы благочестивых женщин, между которыми Мария Магдалина была «из первых же» (Мф. 27:55-56; Мк. 15:40; Лк. 23:27).
И вот среди ночного еще сумрака (Иоан. 20:1), первого дня недели, после скорбной Субботы, среди опасности от озлобленных иудеев, уже покушавшихся наложить руки на учеников Христовых, и в то время, когда Апостолы Распятого с разбитою душою заперлись в своем помещении, — Мария Магдалина с некоторыми благочестивыми женами, презирая угрожающую опасность, бесстрашно идет ко гробу Спасителя, неся ароматы и миро (Лк. 24:1; Мк. 16:1-2), приготовленные для помазания тела Христова, чтобы оказать Почившему последнюю дань любви и почитания: «Того любовию уязвляема, еще сущей тьме, ко гробу Его принесла еси миро и слезныя пролила еси ароматы» (акафист, кондак 8). Не найдя Почившего во Гробе, святая Мария Магдалина «светлых небожителей еще сущи на земли узревшая» (акафист, икос 9) озаряется светом Божественной любви и первой узнаёт о Воскресении Спасителя: «Темже едина видела еси прежде инех Живота нашего из гроба возставша» (акафист, икос 10).
Гимнограф называет равноапостольную Марию Магдалину «светозарной звездой», явившейся греховному миру «по славнем Спасове Вознесении, грады и веси преходящи и слово Евангелия всюду возвещаюши, многи подклонила еси под благое иго Христово» (акафист, икос 11).
Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина самоотверженно исполнила первую и главную заповедь Христа Спасителя: «возлюбила Господа всем сердцем своим, всею душею своею, всем разумением своим и всею крепостию своею» (Мк. 12:30; Мф. 22:37-38). Осуществление святою Мариею Магдалиною такой истинной всецелой любви к Господу служит жизненным образцом для любви каждого христианина к Богу Спасителю нашему.