Стихира о Страшном Суде: «Помышляю день оный и час»
Явным образом не сформулированы «условия спасения», однако их можно вывести от противного: «внешний огонь» предназначен тем, «кто никогда не каялись», т. е. за всю свою земную жизнь не удосужились изменить свой ум, свою душу, обратиться к Богу с мольбой о прощении грехов. О первой стихире на хвалитех, которая будет петься на всенощном бдении, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.
Страшный Суд. Фреска Троицкого собора Ипатьевского монастыря
В Неделю о Страшном суде, 1-я стихира на хвалитех:
Помышляю день оный и час,
егда имамы вси
нази и яко осуждени,
неумытному Судии предстати,
тогда труба возшумит вельми,
и основания земли подвижатся,
и мертвии от гробов воскреснут,
и возрастом единем вси будут,
и всех тайная явленна предстанут пред Тобою,
и возрыдают, и восплачутся,
и во огнь кромешный отыдут,
иже никогдаже покаяшася;
и в радость и веселие
праведных жребий
внидет, в чертог небесный.
Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
Помышляю о том дне и часе,
когда предстоит нам всем
нагими и подобно осужденным
неподкупному Судии предстать.
Тогда труба возгласит громко,
и основания земли поколеблются,
и мертвые из гробниц воскреснут,
и в одном возрасте все окажутся,
и всех тайны явно предстанут пред Тобою;
и будут бить себя в грудь и плакать,
и в огонь внешний отправятся
те, кто никогда не каялись,
и в радость и веселие
войдет праведных жребий –
в чертог небесный.
В воскресенье накануне начала Великого Поста мы будем вспоминать печальное событие, с которого началась история человечества на земле, – изгнание наших прародителей, Адама и Евы, из райского сада – Эдема. Нынешний же воскресный день посвящен событию, которым, напротив, некогда окончится течение земной истории, – Страшному суду Христову.
Представление о последнем Суде мы можем почерпнуть прежде всего из того евангельского фрагмента (Мф 25:31–46), который иногда не вполне точно именуется притчей о Страшном суде. Между тем это не притча, не иносказание, а слова Спасителя, в которых Он достаточно прямо изображает то, как будет происходить Суд в конце времен и каковы будут критерии окончательного разделения людей на проклятых и благословенных. Этот отрывок из Евангелия от Матфея читается на сегодняшней воскресной литургии.
Триодные песнопения службы Недели о Страшном суде исполнены трепета и страха пред грядущим испытанием, стихиры и тропари насыщены покаянным чувством, осознанием нашего недостоинства – но вместе с тем здесь есть место и надежде, и упованию, и радости: «Возжеленнаго Твоего гласа, святыя Твоя зовущаго на радость, да услышу и аз окаянный, и обрящу Царствия Небеснаго неизреченное наслаждение» (канон на утрене, 1-я песнь, 5-й тропарь).
Стихира на хвалитех, о которой у нас сегодня идет речь, изображает Бога как неподкупного судью (по-славянски – неумытный судия; в слове неумытный тот же корень, что и в хорошо известном нам слове мытарь; оба эти слова происходят от существительного мыто «пошлина, плата; взятка»). На земле неподкупные, беспристрастные судьи встречаются столь редко, что, на первый взгляд, Страшный суд – это не так уж и плохо: по крайней мере, никакое злодеяние, как можно думать, не останется безнаказанным.
Но на этом последнем Суде отнюдь не будет места злорадству, нам некогда и незачем будет наблюдать тогда за тем, какие обвинения будут выдвигаться против других людей – нам вполне будет достаточно собственных грехов и проступков. Все мы, как говорит песнописец, будем стоять перед Судьей, будто нагие и уже осужденные, – ибо ничто не укроется от Его взгляда, равно как ничто невозможно будет нам спрятать от суда нашей собственной совести.
Далее в стихире изображаются обстоятельства конца мира, заимствованные отчасти из Евангелия, отчасти из Откровения Иоанна Богослова: звук последней трубы, землетрясение, подобное тому, которое случилось по кончине Спасителя, воскресение мертвых… И здесь же мы видим строчку, в которой отражено известное представление о том, что в Царстве Небесном все мы будем одного возраста (притом, как нередко говорят, именно возраста Христа – 33 лет).
В этой короткой заметке мы не беремся проследить истоки такого представления; обратим лишь внимание на греческое слово ἡλικία, которое часто означает не просто возраст, как это переведено на церковнославянский и русский языки, но возраст зрелый и одновременно цветущий – т. е. в Царстве Божием не будет дряхлых стариков и не будет неразумных младенцев, но все будут в полном расцвете своих жизненных сил.
Триодная стихира в своей заключительной части говорит о печальной участи одних и радости и веселии других. Здесь явным образом не сформулированы «условия спасения», однако их можно вывести от противного: «внешний огонь» (ср. Мф. 25:30) предназначен тем, «кто никогда не каялись», т. е. за всю свою земную жизнь не вняли призыву Спасителя (Мф. 3:2), не удосужились изменить свой ум, свою душу, обратиться к Богу с мольбой о прощении грехов, с просьбой об исправлении своих путей.
Ясно, что это изменение должно быть не одной лишь декларацией о намерениях – оно должно найти подтверждение в самой нашей жизни, и прежде всего в делах милосердия по отношению к нашим ближним, в которых Христос велит нам видеть Себя самого (Мф. 25:40, 45).
Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ