Таинство Елеосвящения (Соборования)

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5,14–15).

Благодатные действия Таинства елеосвящения

Елеосвящение есть Таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней.

Цель Елеосвящения — исцеление и прощение грехов, но в глубине его лежит Христова молитва об исполнении воли Божьей. Освящение телесных ран даёт больному духовную силу, чтобы немощи его были не в смерть, но в вечное спасение.

Это Таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Марк. 6,13).

Таинство Елеосвящения еще называется Соборованием, потому что для совершения его собирается семь священников, чем показывается, что забота о больных и сострадание есть дело всей Церкви. Число семь есть символический знак Церкви и её полноты, хотя по нужде может соборовать и один священник, совершающий Таинство силой всей Церкви, которой он есть служитель, ибо вся власть Церкви содержится в одном священнике.

О принимающем Елеосвящение сказано: и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему. Из этих слов ясно, что плодами этого Таинства являются — восстановление сил больного и отпущение грехов ему, т.к. большинство болезней является следствием греха, а сам грех есть болезнь духа. Многие учители Церкви поясняют, что в Таинстве Елеосвящения отпускаются преимущественно забытые грехи.

С верой и благоговением принимающие елеосвящение больные, даже и тогда, когда состояние их безнадежно, чувствуют успокоение в душе и облегчение телесное.

Благодать действует через освященный елей на болящее тело, но действие это не во всех одинаковое — в одном елеопомазуемом оно сопровождается постепенным и совершенным избавлением от болезни, другому подается только временное облегчение от нее или даже только возбуждение сил к благодушному перенесению её. Выздоровление больного не является самоцелью, оно есть лишь знак Божественной милости, дающей человеку время еще «поработать спасению».

Отличие Елеосвящения от Таинства Покаяния

Хотя Соборование сходно с исповедью, но существенное действие Елеосвящения состоит в облегчении телесных и духовных скорбей. За изнемогающего больного предстоит пред Господом собор Его служителей, и молитвою веры от лица всей Церкви умоляет Его даровать немощному отпущение прегрешений и очистить совесть от всякой скверны.

Соборование не тождественно с покаянием, не повторяет его, не заменяет и не отменяет его. Удостоившемуся Елеосвящения отпускаются:

  • грехи тайные, т.е. происшедшие в нем вследствие общечеловеческих немощей, без его воли и помимо его ведома об их греховности (грехи неведения);
  • те грехи, которые были причиной болезни, но болящий не знал об этом или не считал их грехами;
  • такие грехи, которые по давности совершения, по забывчивости или, почитая маловажными, человек не исповедал, хотя искренно раскаялся и осознал их виновность, если бы вспомнил (грехи забвения);
  • такие случаи и обстоятельства грехов, которых болящий по своим тяжким немощам не мог раскрыть священнику или не может загладить добрыми делами, постом, милостыней, удовлетворением обиженного, испрошением прощения, примирения и т.п.;
  • грехи, которые могли явиться в болящем после исповеди: в помыслах, чувствованиях, движениях, словах и тяготят душу;
  • наконец, и исповеданные грехи, особенно тяжкие, беспокоящие совесть, колеблющие веру в их отпущении, ослабляющие надежду на милосердие Божие, приводящие в уныние.

Все вышеозначенные грехи при покаянном состоянии души страждущего благодатью Божией отпускаются ему через святое помазание с молитвами, и он получает окончательное отпущение грехов.

Таким образом, Соборование может быть названо Таинством дополнительным, которым восполняется действие предшествующего Таинства Покаяния. Восполнение не по недостаточности самой исповеди для разрешения всех грехов, а по немощи человека воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности.

Последование Таинства Елеосвящения

Чин Елеосвящения, в православной Церкви, имеет следующий состав: в него входят умилительный канон, объясняющий силу таинства, и тропари, потом семь чтений из Апостола, семь из Евангелий и семь молитв, заключающие в себе указания на великую важность Елеосвящения. Сила таинства существенно выражается в молитве «Отче святый…», которую каждый раз произносит священник, когда крестообразно помазует елеем лоб, ноздри, уста, грудь и руки с обеих сторон болящего. В завершении Таинства на голову больного священник полагает раскрытое Святое Евангелие, буквами вниз, и читает разрешительную молитву.

Веществом Таинства служит освященное масло растительного происхождения, к которому из подражания милосердному Самарянину подливается немного красного вина (прообраз Крови Христовой, излиянной на кресте для спасения людей). Удостоившиеся Соборования освященный елей в дальнейшем используют для помазания тела и принятия внутрь при недомоганиях.

Кому и как часто можно собороваться?

Положено преподавать Таинство Елеосвящения больным без различия степеней болезни. Но при одной и той же болезни это Таинство не повторяется или совершается только через год. Перед совершением Соборования очищают свою душу исповедью, а затем приобщаются Святых Христовых Таин.

В Русской Православной Церкви установился обычай совершать во время Великого Поста это Таинство и над здоровыми в храме, потому что все нуждаются в прощении забытых грехов и грехов, совершенных по неведению, и никто не может считать себя по-настоящему здоровым; т.е. не только страждущие телесно, но и душевно — имеющие скорбь, уныние и т.п.

Это Таинство ни в коем случае не является «последним напутствием» перед смертью неизлечимо больных. Такие помыслы подрывают веру в благодатную силу Таинства, стесняют и расстраивают душу, смущают совесть, а иных и вовсе отклоняют от принятия Таинства.

Таинство Елеосвящения НЕ совершается над:

  • некрещеными в православной вере, иноверцами;
  • младенцами до 7 лет;
  • бесноватыми;
  • приговоренными к смертной казни;
  • больными, находящимися в беспамятстве;
  • умершими.