Как можно и как нельзя праздновать Крещение Господне?
Праздник Крещения Господня в количественном отношении после Пасхи является самым многолюдным. Не в последнюю очередь это зависит от того, что есть некий материальный предмет, который можно получить и принести домой. В случае с праздником Святого Богоявления (так еще называют Крещение Господне) это святая вода, или Великая агиасма (с греч. святыня).
Но мы не должны относиться к ней магически, как к святыне самой по себе. Нам не следует относиться к ней как к чему-то оккультному. Собственно говоря, нам нельзя делать из этой воды идола. Нельзя воспринимать святую крещенскую воду в отрыве от Господа нашего Иисуса Христа. Именно Он вошел в естество водное, как неоднократно поется и читается на богослужениях в честь вышеупомянутого праздника, и освятил воду Собой. Символом этого является погружение священнослужителем распятия в воду под пение тропаря Святого Богоявления.
Если мы внимательно всмотримся в богослужебный Устав, то увидим, как мудро через отцов Церкви Святым Духом все устроено. Великое освящение воды именно в богослужебных чинах (за исключением крестных ходов в день праздника на водоемы) не служится в отрыве от церковной службы. Первый раз вода освящается перед завершением великой вечерни в Крещенский сочельник. В 2020 году он припал на субботу. Поэтому великие часы с чтением евангельских зачал, посвященных празднику, читаются утром в пятницу, 17 января по новому стилю. Литургия в этот день не совершается. А в субботу, 18 января – в Крещенский сочельник, служится Литургия святителя Иоанна Златоуста. За ней сразу читается девятый час и служится великая вечерня в честь праздника. И как раз перед ее завершением совершается чин великого освящения воды, который, собственно говоря, и есть завершением вечерни.
Вечером же, в субботу накануне воскресения (Крещение Господне в этом году совпало с воскресным днем), служатся великое повечерие, утреня и первый час. Также нужно сказать, что 18 января в Крещенский сочельник полагается по Уставу однодневный строгий пост. Можно вкушать только растительную пищу с елеем. И сочиво (коливо) – изначально пшеница с медом как символ Воскресения Христова (растущая пшеница) и сладости Царствия Небесного (мед). Пост разрешается после Литургии 19 декабря, в день Крещения Господня.
Тогда служится (в этом году) Литургия святителя Василия Великого, и после заамвонной молитвы снова совершается великое освящение воды.
Время Крещенского сочельника, так же, как и время Рождественского (в древности это был один праздник), желательно провести в храме, участвуя в богослужениях.
Из вышесказанного можно заметить, что великое освящение в воды вмонтировано в суточный круг богослужений. Оно совершается до отпуста, т. е. является неотъемлемой частью службы. В сам же праздник Крещения Господня великое освящение воды есть продолжением Литургии, этой самой главной церковной службы, в которой Бог, по словам святых отцов, максимально близко соединяется с человеком, где Господь является человеку, освящая его и в том числе воду для него и для мира. И потом освященная Богом вода из храма изливается в мир: источники водные, жилища и т. д. Поэтому этот праздник называется еще Просвещение. Христос посредством воды просвещает весь мир.
Поэтому если человек жаждет святой воды, не вспоминая о Христе, то в этом есть нечто языческое. Христианин – это тот человек, который центром своей жизни видит Христа и идет к Нему каждодневно. Быть может, падает, но встает и идет.
Поэтому на вопрос, как правильно праздновать Крещение Господне, хочется ответить предельно просто: вместо того чтобы с утра 19 января мчаться в прорубь, в баню, к шашлыку и водке, нужно поспешить к Господу нашему Иисусу Христу на Божественную литургию, с причастием Тела и Крови Христовых, и за Великой агиасмой во спасение души и во здравие тела. Будем помнить, дорогие братья и сестры, что мы не язычники, а христиане.