Святитель Григорий Палама: совершеннее ангелы или люди

Во второе воскресенье Великого Поста Церковь вспоминает одного из самых глубоких православных мыслителей – святителя Григория Паламу. Чем описанное в его творениях православное состояние безмолвия, исихия, отличается от экстаза сектантов и от буддистского просветления?

Второе воскресенье Великого поста и следующие за ним будние, или «семичные», дни посвящены памяти византийского иерарха и богослова святителя Григория Паламы (1296–1359), архиепископа Фессалоникийского (Солунского).

Назвав его именем следующий за «Неделей Торжества Православия» календарный период, Православная Церковь засвидетельствовала тем самым высшую ценность и отличительную особенность той мистической традиции, которой святой Григорий дал окончательное философское завершение. Эта одна из утончённейших форм христианской мистики, имевшая к тому времени многовековую традицию, носит название «исихазм» (от греческого исихиа – «покой», «безмолвие»), или, в честь его систематизатора, – «паламизм».

«Умное делание» и духовное созерцание исихастов резко отличалось от чисто умозрительного философского («рационалистического») созерцания. Здесь – не пассивное или высокомерное, но деятельное и творческое созерцание, в процессе которого отдавшийся ему человек переформировывает сам себя, становясь на путь бесконечного духовно-нравственного совершенствования.

Достигший высокой стадии просветления человек преображается, становясь проводником зримых божественных энергий, или «фаворского света». Это значит, что в высших проявлениях духовной жизни человека реально участвует и его тело.

Именно телесность, – утверждает святитель Григорий Палама, – дает человеку преимущество перед бестелесными ангелами! Отсюда и предельно высокая оценка телесной стороны человеческого бытия (и человеческой культуры в целом), резко отличающая истинное Христианство – как религию Боговоплощения и Вочеловечения! – от различных псевдоаскетических («скопческих») течений и тупиковых мистических традиций «развоплощения» и «угасания» (нирваны).

Неудивительно, что исихазм оказывается в центре культуры Православия, а его тесная связь с эстетической сферой хорошо знакома нам не только по византийским образцам.

Исихастами были преподобный Андрей Рублев, Феофан Грек и многие другие. Нить исихастской традиции протянулась вплоть до святого Серафима Саровского, и мы не можем утверждать, что она оборвалась после него.

Византийская эстетика исихазма после падения Византии многие столетия питала духовную культуру православных стран, и уже в XX веке выдающиеся российские мыслители священник Павел Флоренский и протоиерей Сергий Булгаков пытались решить сформулированные ей задачи.

Литература по теме «Исихазм» огромна; из российских авторов наибольший вклад в ее изучение внесли архиепископ Василий (Кривошеин), архимандрит Киприан (Керн), протоиерей Иоанн Мейендорф, А. С. Позов, С. С. Аверинцев, Г. М. Прохоров.