Праздник Пресвятой Троицы в Свято-Николаевском храме
Двунадесятый праздник Пресвятой Троицы в храме святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, начался всенощным бдением, которое совершили настоятель храма – протоиерей Георгий Данильчук и клирик храма – протоиерей Михаил Селиванов. По традиции наш храм, как и все храмы Русской Православной Церкви, украшен зеленью. Еще в третьем веке святитель Иоанн Златоуст пишет об обычае украшать в праздник Пятидесятницы церкви и дома христиан зелеными ветвями.
«В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, — подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами» (епископ Александр (Милеант)).
За праздничной вечерней мы впервые после Пасхи поем молитвы «Царю Небесный …» и «Видехом Свет Истинный…». Многодневное воздержание от этих любимых верующими текстов рождает в душе ожидание, подобное тому, которым были исполнены апостолы в день сошествия на них Святого Духа.
В русской традиции праздник Пятидесятницы называется также Троицей. Троическое богословие ясно присутствует в его богослужении, например, стихира Пятидесятницы на Господи, воззвах на Славу, и ныне:
«Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце со Святым Духом; Отец бо безлетно роди Сына Соприсносущна и Сопрестольна, и Дух Святый бе во Отце с Сыном прославляемь: едина Сила, едино Существо, едино Божество, Ему же покланяющеся вси глаголем…»
И затем перифраза Трисвятого:
«Святый Боже, вся содеявый Сыном содейством Святаго Духа, Святый Крепкий, Имже Отца познахом и Дух Святый прииде в мир, Святый Безсмертный Утешительный Душе, от Отца Исходяй и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе».
С чувством великого благоговения прихожане храма приступили к Святым Христовым Тайнам.
К Литургии дня праздника присоединяется вечерня дня Святого Духа, именуемая еще “Вечерней коленопреклонения”. В период от Пасхи до Пятидесятницы Церковь не благословляет христианам совершать коленопреклоненные молитвы, т.к. это период сугубой радости и ликования. День сошествия Святого Духа на апостолов — это день, когда апостолы подлинно научились тому, как им надлежит молиться Богу, прославляя и благодаря Его за ниспосылаемые Им милости. Именно через преклонение колен все верующие в православных храмах в этот день свидетельствуют о своей любви и благодарности Богу за все Его дары.
На великой ектении отец Михаил молился об «ожидающих благодати Святого Духа» и «преклоняющих сердца свои пред Господом и колена» и просил Бога, чтобы Он, «приняв коленопреклонения наши, как фимиам (ладан)», послал нам богатые милости Свои и Небесную помощь. Все молящиеся в храме стали на колени и сосредоточенно, с чувством сердечного сокрушения, просили Бога о своем духовном обновлении. В это время храм стал той древней горницей, в которой на апостолов впервые сошел Святой Дух.
В своей проповеди протоиерей Михаил Селиванов обратился к прихожанам со словами поздравления с праздником Пресвятой Троицы. Он напомнил верующим обстоятельства сошествия Святого Духа на апостолов в Сионской горнице и сказал: «И по сей день Дух Святой в Таинстве хиротонии от апостолов через епископов передается к священникам. Но не только священники удостоены такой чести даров Святого Духа. Миряне получают особые дары в Таинстве миропомазания. Пусть эти дары послужат каждому из нас во спасение наших бессмертных душ. Также мы празднуем сегодня день рождения Церкви. Я поздравляю вас с этим великим событием. Желаю помощи Божией, чтобы тот Дух Божий, Который пребывает во всей полноте в Церкви, укреплял нас, давал нам силы идти по пути спасения. Несмотря на то, что земную Церковь составляют недостойные, но, в первую очередь, кающиеся люди, мы должны с уважением и пониманием относится к тем, кто начинает этот путь. Аминь»
По окончании праздничной Литургии прихожане нашего храма получили сладости. Зелень, которую принесли прихожане в этот праздничный день, была окроплена святой водой.