Исповедь и покаяние – в чем разница?

Два слова, поставленные в заголовке, как будто обозначают одно и то же. Не зря ведь поход на исповедь называют покаянием. Однако между этими словами есть существенная разница. Попробуем ее прояснить.

Во-первых, разница тут в том, что под этими двумя словами понимают один и тот же процесс, просто увиденный, можно сказать, в разных фокусах. Покаяние – процесс длительный. В идеале покаяние вообще происходит всегда. Само это слово в переводе с греческого означает перемену ума. То есть покаяние – это состояние, в котором меняется человеческий ум. Обратите внимание, речь идет именно об уме, а не о чувствах. То есть покаяние фактически – изменение мировоззрения. 

Человек живет с одним миропониманием, потом становится верующим и осознает, что в мире, кроме трех его измерений и времени, есть еще вечность, есть Бог, божественные законы. И законы эти требуют исполнения. Поняв это, человек начинает меняться. Вот это и есть покаяние.

Также покаяние есть процесс осознания своих грехов и борьба с ними. Это, согласитесь, процесс не одномоментный. Только дети могут сказать «я больше так не буду», а через минуту забыть то, что обещали. Взрослый человек прекрасно понимает, что если он действительно хочет победить грех, то нельзя ограничиваться только одним устным обещанием.

Итак, покаяние – это прежде всего процесс переосознания мира и себя, процесс длительный и трудный. А вот исповедь – это конкретный момент этого процесс – тот самый момент, когда человек приходит в храм и в присутствии священника рассказывает Богу о своих грехах и просит Бога помочь эти грехи больше не совершать. Бог же через священника прощает человеку эти грехи. 

Нужно помнить, что не всякая исповедь есть покаяние. К сожалению, нередко бывает такое, когда человек, уже привыкший к церковной жизни, исповедующийся каждый месяц, привыкает и к священнику, и к своим грехам, и уже больше фактически не раскаивается в них. Он машинально упоминает их на исповеди, а в уме у него (да и в сердце) не происходит ровным счетом ничего. 

Такого состояния нужно опасаться. И, конечно, к исповеди нужно готовиться ответственно, искренне сознаваясь во всех грехах. Чтоб исповедь всегда была еще и покаянием.