Устройство храма. Алтарь (Часть 2)
Напрестольное Евангелие так же, как и антиминс, обязательно должно быть на престоле. На литургии и на некоторых службах его выносят из алтаря для чтения и поклонения ему. В начале литургии Евангелием изображают крест на престоле.
Напрестольное Евангелие изображает Сына Божия Иисуса Христа. В словах Евангелия присутствует Своей благодатью Сам Бог. Евангелие кладется на престол поверх антиминса, чтобы все его могли видеть. Оно означает невидимое присутствие здесь Господа, сидящего в славе на престоле Своего Царствия.
Поэтому Евангелие с древних пор принято украшать драгоценными обложками, золотыми или серебряными окладами или ризами. На украшенной таким образом обложке с четырех сторон изображались по углам четыре евангелиста. А в середине чаще всего изображались Воскресение Христово, распятие Христово или образ Христа Вседержителя на троне. Иногда здесь же были изображения херувимов или святых.
На обратной стороне Евангелия изображается крест. Может быть там и образ Троицы или Богоматери.
Напрестольный Крест также находится на престоле справа от антиминса. Крестом благословляется народ, им освящается вода на Крещение или на молебнах. Ко Кресту прикладываются после литургии верующие.
Дарохранительница предназначена для хранения Святых Даров. Дарохранительница обычно устроена в виде храма или часовни с небольшой гробницей. Она делается, как правило, из позолоченного металла.
Внутри дарохранительницы в небольшом ящичке внизу помещаются приготовленные для длительного хранения Святые Дары — частицы Тела Христова, пропитанные Кровью Его, под видом хлеба и вина.
Престол — самое достойное место для помещения Святых Даров, поэтому их и кладут на престол в дарохранительнице, освященной специально для этого. Частицы Святых Даров часто бывают нужны для причащения на дому тяжело больных и умирающих.
Дарохранительницы в Древней Руси называли гробницами, Сионами или Иерусалимами, так как часто они были моделями храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
На престоле принято также помещать и дароносицу — небольшой сосуд в виде часовенки с дверцей и крестом наверху. Внутри дароносицы есть ящичек, приспособленный для хранения частиц Святых Даров, маленькая чаша, ложечка — лжица, иногда сосуд для вина. В дароносицах священники на груди переносят Святые Дары на дом для причащения больных, поэтому обычно они делаются с ушками по бокам для тесемки или шнура, который надевается на шею. Как правило, дароносицы помещаются в специально сшитые для них мешочки.
Для покрытия святого престола в неслужебное время существует особая пелена — покров. Престол накрывается покровом вместе со всеми священными предметами, которые на нем находятся. Этот покров означает покрывало тайны, которое окутывает и скрывает святыни от глаз непосвященных.
С северной стороны престола в алтаре принято поставлять икону Божией Матери на древке, а с южной стороны — крест с образом Распятия Христова.
Горнее место
В восточной стороне алтаря с внешней стороны храма устраивается полукружие — апсида. На середине апсиды алтаря, напротив престола, сооружается возвышение, где ставится кресло для епископа как знамение трона, на котором невидимо восседает Вседержитель. Это место называется горним местом. По сторонам трона архиерея располагаются скамьи для священников. Архиерей изображает Самого Господа, священники — апостолов, а стоящие рядом дьяконы в блестящих одеждах — ангелов. Над горним местом всегда пишется икона Спасителя.
Трон епископа, по уставу, должен находиться на горнем месте в любом храме, не только кафедральном соборе. Присутствие этого трона свидетельствует о связи между храмом и епископом: без благословения последнего священник не имеет право совершать богослужение в храме.
Жертвенник
По левую сторону престола, в северной части алтаря, находится жертвенник, по своему внешнему виду напоминающий престол, но нередко меньший по размерам. Высота у них всегда равная.
На жертвеннике обязательно укрепляется крест с распятием и ставится лампада. Жертвенник освящается проще, чем престол, — только окроплением святой водой. Но жертвенник — тоже место священное и до него не допускается дотрагиваться никому, кроме священнослужителей.
Возле жертвенника обычно ставится столик для просфор и записок, поданных верующими о здравии и о упокоении.
На жертвенник помещаются Святые Дары в конце литургии, после причащения мирян.
5. Семисвечник
По традиции Русской Церкви с восточной стороны престола в алтаре ставится семисвечник — светильник с семью лампадами, по внешнему виду напоминающий еврейскую менору. В Греческой Церкви семисвечники отсутствуют. О семисвечнике не упоминается в чине освящения храма, и он не был изначальной принадлежностью христианского храма, а появился в России в синодальную эпоху в качестве напоминания о светильнике с семью лампадами, стоявшем в Иерусалимском храме (см.:Исх.25:31—37). Семисвечник является единственным находящимся в алтаре предметом, не выполняющим прямых литургических функций.
Во внебогослужебное время, а также в некоторые моменты богослужения центральный вход в алтарь (Царские врата) закрывается завесой, именуемой катапетасма. В современной русской практике катапетасма представляет собой прямоугольное полотно, простирающееся от верхнего края Царских врат до пола. Обычно завеса бывает темно-красного цвета, на ней вышивается четырех- или восьмиконечный крест. В древности употреблялись и богато расшитые катапетасмы.