Мир невидимый: ангелы и понятие о них
1) Бог Творец
Что означают слова первого члена Символа Веры «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»? Бог сотворил небо и землю и все, что на ней. Представим себе, что мы находимся в большом доме, и живущие в нем говорят нам: дома этого не строил никто, и прежде его не было, но в одно утро он сам собой, совершенно случайно, появился здесь. Неужели можно поверить этим словам? Никогда. Кто не будь, построивший этот дом, должен быть непременно. О происхождении мира можно сказать тоже. Мир не мог произойти сам собою. Должен быть некто, кто сотворил его, и этот некто есть Бог; только Он Один мог сотворить весь мир. Апостол Павел говорит в послании к евреям: «Всякий дом устроится кем либо, а устроивший все есть Бог».
Об этом интересно и верно рассуждал блаженный Августин: «Однажды я, рассказывает он, пожелал узнать, где или в каком месте находится мой Бог? Спросил я землю: «Скажи мне земля, где мой Бог»? Она ответила и сказала: «Не я твой бог». И все, что находятся на ней, то же самое сказали мне. Тогда спросил я море и все глубины и животных его: «Где мой Бог?» И они ответили мне: «Не мы твой Бог; ищи Его выше нас». Спросил я воздух веющий: «Где мой Бог?» И воздушное пространство со всеми обитателями своими сказало: «Не мы твой Бог». Спросил я небо – солнце, луну и звезды, но и их речь была: «Не мы тот Бог, Которого ты ищешь». Тогда я обратился ко всем, представлявшимся кругу моего зрения предметам и сказал им: «Вы ответили мне, что не вы мой Бог; что же вы можете сказать мне о Нем»? И все они громко закричали: «Он сотворил нас»!
Первоначально не было даже материи, из которой мог бы быть создан мир. Бог сотворил мир из ничего по Своей воле, Своим всемогущим словом. Сотворил постепенно в шесть дней – периодов. О творении мира рассказывается в Библии, в первых словах книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).
2) Существование невидимого мира
Словами Символа Веры «…видимым всем и не видимым» мы исповедуем, что кроме видимого мира, т. е. кроме того мира, который можно видеть, Бог сотворил и ещё мир невидимый. К невидимому миру принадлежат духи, не имеющие плоти и костей и потому и невидимые. Мы веруем, что есть бесплотные духи – ангелы (слово ангел значит вестник). Сам Бог открыл нам в своём слове (в Священном Писании), что есть ангелы: в Библии, в рассказе о грехопадении первых людей, сказано: «Изгнал Бог Адама, и поставил на востоке, у сада Едемского, Херувима и пламенный меч обращающейся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:24). Упомянутый здесь Херувим был небесное существо, ангел Божий. Так, уже в самом начале истории человечества, упоминается ангел, который, как вестник и служитель Божий, должен был совершать своё служение на земле. В течение всей священной истории встречаются указания на сосуществование и служение ангелов. Например, в Ветхом Завете явление ангелов Божиих было Аврааму, когда тот готов был поразить своего сына Исаака; Иакову, когда он видел ангелов Божиих, восходивших и нисходивших по лестнице. В Новом Завете мы хорошо знаем явление ангелов Захарии, отцу Иоанна Предтечи, Пресвятой Богородице при Благовещении, Вифлеемским пастухам в ночь Рождества Христова и т.д. В ночь Рождества Христова ангелы впервые воспели ту священную песнь: «Слава в Вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение», которую теперь мы часто слышим в церкви и которая особенно радостно и торжественно звучит в храме в праздник Рождества Христова.
3) Природа ангельского мира
Ангелы – служители Божии, которых Господь посылает со Своими повелениями в разные части Вселенной. Священное Писание рассказывает о множестве событий, когда Ангелы являлись людям с вестью от Бога. Ангелы, сотворенные Богом духовные существа, живут на небе, находятся перед лицом Божиим. Они ближайшие служители Божии и одарены разумом и волею высшими, чем у человека. Пророк Исаия, когда видел Бога, сидящего на престоле, видел и ангелов – серафимов, взывавшим к Богу: «Свят, свят, свят Господь Саваоф. Вся земля полна славы Его!» Это ангельское песнопение сохранилось до сих пор и поётся за литургией.
Невидимые ангелы, хотя и живут на небе, но не далеки от нас. Они видят всё, что происходит с нами. Они знают, когда грешник обращается на путь правильной жизни и радуются этому. «Так говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся», – говорит Господь Иисус Христос в заключении притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме (Лк.15:10).
4) Святой Ангел-хранитель
Святые ангелы принимают участие в судьбе каждого человека, каждый христианин при крещении своем получает особого ангела, который сопутствует ему на всех путях жизни его до самой смерти, помогает ему в добре и предохраняет от зла. Эти ангелы называются Ангелы-хранители. Из жизни святого Поликарпа, епископа Смирнского, мы знаем следующий рассказ, показывающий, как Ангел-хранитель помогает человеку. Святой Поликарп путешествовал со своим диаконом. Для ночлега они остановились в гостинице. В полночь ангел толкнул святого епископа и сказал: «Поликарп, встань и скорей выходи из гостиницы: она сейчас упадет». Святитель разбудил диакона и приказал ему выходить вместе с ним. Но тот разоспался и не хотел вставать: «Ты, – говорил он святителю, – непрестанно размышляешь о божественном писании, сам не спишь и другим не даешь отдохнуть». Ангел снова велел святителю выйти из гостиницы. Тогда святитель опять разбудил диакона и сказал ему, что гостиница обрушится. Диакон всё не хотел вставать. Ангел явился в третий раз. И как только святитель с диаконом вышли, гостиница упала и разрушилась до основания. Так Господь через Ангела-хранителя сохранил от опасности Своего угодника. Ангелы-хранители помогают людям в разных обстоятельствах.
Но для того, чтобы ангелы Божии постоянно находились при нас и были бы в общении с нами, мы должны приближаться к ним своею благочестивой христианской жизнью, то есть должны стараться быть хорошими людьми и жить так, как заповедовал Христос. Мы должны исполнять волю Божью так, как на небе исполняют её святые ангелы, и потому мы молимся в молитве Господней: «Да будет (исполняется) воля Твоя, как на небе (ангелами), так (так же быстро и хорошо) и на земле (людьми).
5) Небесная иерархия
Ангелов бесчисленное множество, человеческий ум теряется в количестве их. Но здесь удивителен порядок, царствующий среди Небесных Духов. Все ангелы разделяются на девять чинов, а девять чинов, в свою очередь, разделяются на три иерархии – в каждой по три чина – высшую, среднюю и низшую.
Первую, высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют: Серафимы, Херувимы и Престолы, вторую, среднюю – Власти, Господства, Силы. К третьей относятся Начала, Архангелы, Ангелы (Дионисий Ареопагит «О Небесной иерархии»).
Ближе всех к Творцу и Создателю предстоят шестикрылые Серафимы. Серафимы – огнеобразны, они пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к такой же любви, как показывает и само их имя, ибо «Серафим» в переводе с древнееврейского языка означает: пламенеющий.
После Серафимов пред Всеведущим Богом, живущим во свете непреступном, предстоят многоочитые Херувимы. Через них ниспосылается другим премудрость и подается просвещение для Боговедения и Богопознания.
Затем пред Всевышним предстоят богоносные Престолы, ибо на них, как на разумных престолах, почивает Бог. Через них преимущественно проявляется правосудие Божие, помогая земным судьям, царям, владыкам и правителям производить праведный суд.
Господства ниспосылают силу к благоразумному владению и мудрому управлению земным властям, поставленным от Бога, учат владеть чувствами, смирять страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своею волею и быть выше всякого искушения.
Силы исполнены Божественной крепости и немедленно исполняют волю Всевышнего. Они творят и превеликие чудеса и ниспосылают благодать чудотворений угодникам Божиим, чтобы те могли творить чудеса, исцелять болезни, предвозвещать будущее, помогают труждающимся и обремененным людям в несении возложенного на них послушания, чем объясняют свое имя Силы, т. е. носят немощи немощных. Силы укрепляют каждого человека в терпении скорбей и напастей.
Власти имеют власть над диаволом, укрощают власть бесовскую, отражают наводимые на людей искушения, не допускают бесов причинять кому-либо вред в такой степени, в какой бы они желали, утверждают добрых подвижников в духовных подвигах и трудах, оберегая их, чтобы они не лишились духовного царствия. Борющимся со страстями помогают отгонять злые помыслы и побеждать диавола.
Начала начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено также управление вселенной и охранение всех царств и княжеств, земель и всех народов.
Архангелами открывают пророчества, познание и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая ум их светом познания Святого Евангелия и открывают таинства благочестивой веры.
Ангелы в Небесной иерархии ниже всех чинов и ближе всех к людям. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей добродетельно и праведно жить для Бога, ограждают нас от всякого зла.
6) Появление злых духов
Кроме добрых и святых духов или ангелов, есть и злые несвятые духи. Бог сотворил всех ангелов добрыми, но часть ангелов согрешила, и поступила против заповедей Божих, оказала непослушание Богу. Эти духи пожелали быть больше того, чем они должны были быть по воле создавшего Бога, пожелали большего господства, больше для себя славы. Другими словами, они возгордились. Значит, гордость стала тем грехом, через который эти духи пали и отпали от Бога.
Злые духи образуют из себя целое царство, в котором есть свой верховный начальник – сатана, диавол, клеветник, обольститель. Их много. Все их мысли направлены не на добро и правду, а на зло и неправду, не на любовь к Богу, к Его святым и к людям, но на вражду против Бога, против ангелов и людей. Добрые духи делают только добро, а злые духи – только зло. Диавол называется лжецом и человекоубийцею. Он разделяет людей, отвращает от любви и от Бога и господствует всюду, где грешат и служат греху. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил», – говорит святой апостол Иоанн.
Как предохранить себя от искушений и хитрости злых духов? Мы, христиане, — дети Божии. При крещении нас называют воинами Христа. Но воин всегда должен быть на страже, чтобы враг не причинил ему вреда. Точно также необходимо стоять на страже своей души, оберегать её от злых чувств и мыслей, от всякого греха и молиться Богу: «не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Будем, бодрствовать и молиться и крепко верить в Бога, и тогда ни какие силы ада не в состоянии будут повредить нам.
Видели вы такую картину: речной обрыв, на нем свежая зелень, малыш заигрался, засмотрелся в чистые струйки реки, тянется к ним, мгновение – и упадет, утонет?.. Но сзади светлый Ангел обнимает малютку белоснежными крыльями, и дитя – весело, цело, благополучно. Проста, но выразительна эта картина. От нее мысль невольно перебрасывается и на участь взрослых. Разве не окружены мы все опасностями? Болезни подстерегают, и смерть за плечами всегда стоит. На одного злой человек покушается, другого бедствие встречает… Стоит, например, показаться туче, блеснуть молнии – и смерть близка всякому… Мы не помним о том рое опасностей, что окружает нас, а потому и сравнительно спокойны. Но если бы открылись наши очи, если бы мы увидели, среди каких опасностей ходим! О, в какой ужас пришли бы тогда и поняли, что и наше положение не безопаснее положения малыша на обрыве. Кто же нас бережет от явных опасностей, а иногда неожиданно и отводит их? Кто же, как не Отец наш Небесный через верных слуг Своих, святых Ангелов-Хранителей. Ведь соблазны всякие так и кишат кругом! А влечения грешного сердца так и тянут нас к ним. И мы падаем… Кто же светит нам во тьме греховной, на путь добрый выводит, от погибели спасает? Опять Господь через наших невидимых друзей. Случается – сильно потянет ко греху, сердце уже услаждается, совсем готово согрешить… Но внезапно, как молния ночью, страх Божий проносится в душе и озаряет весь ужас, всю пропасть близкого греха… И ринешься от него прочь. Или идешь, равнодушный, холодный, не знаешь, куда себя деть. Вдруг тихим шепотом проносится в душе светлая, живая мысль, и сердце загорается желанием сделать доброе дело… Чей этот шепот? Святого Ангела-Хранителя, нашего верного друга… Но с друзьями мы обыкновенно имеем общение, шлем им письма, беседуем. Чем же мы ответим на заботы о нас Ангелов?.. Воспоминанием о них, молитвами к ним, чтобы они помогли нам благополучно пройти жизненный путь., Восходит день, мы готовы на труд. Не забудем сказать своему невидимому другу: «Сохрани нас от бед, помоги доброе творить, злого избежать». День кончился. Тьма ночная нас обступает. Скажем своему Ангелу: «Сохрани нас и в грядущую ночь от всякого зла. А когда тьма могильная, как эта ночь, обоймет наше тлеющее тело, помоги трепещущей душе пройти место грозное, страшное, доведи до пресветлого престола Божия». Так будем настраивать наши сердца, и наша дружба с Ангелами сохранится. Здесь она нам посветит и там, на Небе, защитит.
8) Рассказ «Злой дух». Г. Дьяченко
Однажды к святому Антонию Великому пришел диавол и начал рыдать.
– Кто ты и что с тобой случилось? – спросил преподобный.
– Святой отец, – ответил диавол, – я не человек, я – злой демон.
– Что же тебе нужно?
– Ничего более, – отвечал злой дух, – кроме того, чтобы ты спросил Господа, примет ли Он покаяние диавола?
– Иди домой пока, а завтра я тебе дам ответ, – сказал святой.
В тот же вечер преподобный Антоний молился Господу.
– Владыко Господи! Открой мне, недостойному рабу Твоему, простишь ли Ты человека, превзошедшего грехами демонов?
Антоний думал, что у него был грешник, назвавший себя демоном по смирению! Вдруг перед святым предстал Ангел Божий и сказал:
– Зачем ты молил Господа за диавола? Ведь он приходил искушать тебя!
– Я этого не знал, – ответил Антоний. – Почему же Господь не открыл мне этого?
– Не смущайся, – ответил Ангел. – Когда к тебе искуситель придет снова, то скажи ему: «Ты – древнее зло, ты – сама гордость. Как же ты можешь принести достойное покаяние? Древнее зло не делается новым добром!»
Сказав это, Ангел скрылся.
На другой день диавол снова явился в образе плачущего человека. Когда святой Антоний передал ему слышанное от Ангела, злой дух засмеялся и сказал:
– Если бы я считал себя древним злом, то я позаботился бы о спасении гораздо раньше, но не теперь. Теперь мне самому служат люди и даже трепещут предо мной. Возможно ли мне, господствующему над грешниками, сделаться ныне смиренно кающимся? Нет! Нет!
Сказав это, диавол исчез.
– Да, – подумал святой Антоний, – поистине древнее зло не может сделаться добром!