Православный Храм. Устройство храма. Алтарь

1. Значение алтаря

Несмотря на все многообразие форм и архитектурных стилей, используемых  при строительстве храмов, внутреннее устройство православного храма  всегда  следует определенному  канону, сложившемуся  в  Византии приблизительно  к  началу  второго тысячелетия и не претерпевшему существенных изменений.

Традиционный  православный  храм  разделен  на  три  части:  алтарь,  среднюю  часть (собственно храм) и притвор-нартекс.

Алтарь  является  наиболее  священным местом  православного  храма —  подобием Святого Святых  древнего  Иерусалимского  храма.  Нередко  алтарь  воспринимается  как  своего  рода закрытое пространство «за кулисами», где священнослужители и прислужники могут скрыться от глаз верующих. Такое восприятие в корне противоречит значению алтаря как места особого присутствия Божия. В алтаре живет та слава Божия, которая некогда наполняла Святое Святых Иерусалимского храма. Всякий находящийся в алтаре должен хранить благоговейное молчание, прерываемое  лишь  чтением  молитв  или  необходимыми  по  ходу  службы замечаниями. Разговоры на посторонние темы в алтаре недопустимы.

В  алтаре  должны  присутствовать  только  те  священнослужители,  которые  принимают непосредственное  участие  в  богослужении.  Не  заслуживает  поощрения  распространенный обычай  приглашать  в  алтарь  для  присутствия  за  богослужением «почетных гостей», будь то государственные  сановники  или  спонсоры  храма. Все  почетные  гости  должны  находиться  на специально  отведенных  местах  в  центральной  части  храма  или  на  клиросах.  Священнику не следует причащать в алтаре лиц, не облеченных священническим или диаконским саном, в том числе иподиаконов и чтецов. В  алтаре причащаются  только  те, кто получил рукоположение  в алтаре; те же, кто получает посвящение вне алтаря (чтецы и иподиаконы), должны причащаться вне алтаря.

Алтарь, как правило, имеет три окна, знаменующих несозданный троический свет Божества. Алтарь, где совершается Таинство Евхаристии, как бы повторяет собою ту прибранную, устланную, готовую горницу, где состоялась Тайная вечеря Христа и Его учеников. И в наши дни он содержится в особенной чистоте, устилается коврами и всячески благоукрашается.

Уже в первые века христианства существовала алтарная преграда в виде низкой решетки. Со временем эта преграда превратилась в иконостас с Царскими и боковыми вратами. С древних времен и поныне алтари устраиваются на некотором возвышении по отношению к остальной части храма.

2. Престол

В  центре  алтаря,  напротив  царских  врат,  располагается  престол  для  совершения Евхаристии. Престол является наиболее священным местом алтаря, подобным жертвеннику или Ковчегу Завета в древнем Иерусалимском храме. По практике Русской Церкви к престолу могут прикасаться  только священнослужители;  мирянам  это  запрещено. Мирянин  также  не  может находиться перед престолом или проходить между престолом и царскими вратами. Даже свечи на престоле зажигают только священнослужители. В современной греческой практике, однако, мирянам не запрещено прикасаться к престолу.

По форме престол представляет собой сооружение кубической формы (стол), изготовленное из камня или дерева. В греческих храмах распространены прямоугольные престолы,  по  форме  напоминающие  продолговатый  стол,  поставленный  параллельно иконостасу;  верхняя  каменная  доска  престола  покоится  на  четырех  столпах-колоннах; внутреннее  пространство  престола  остается открытым для глаз.

В русской  практике чаще всего святой престол устраивается так. На четырех деревянных столпах высотой примерно один метр кладется деревянная доска так, чтобы ее углы прочно ложились на столпы, вровень с ними. Величина доски может зависеть от величины алтаря. Обычно это квадрат со сторонами от 70 см до полутора метров. Если храм освящается архиереем, то между четырех столпов в середине под доской устанавливается пятый столп пониже других, на котором укрепляется ящичек с мощами святых. Верхняя доска престола называется по-славянски “трапеза”. В тех местах, где она соединяется со столпами, трапеза заливается расплавленной смесью особого сложного состава, куда входят воск, толченый мрамор, алоэ, ладан и некоторые другие вещества. Эти клейкие вещества нужны, чтобы прочно соединить верхнюю доску-трапезу со столпами престола. Наконец, престол скрепляется четырьмя гвоздями и омывается теплой освященной водой, красным вином с розовой водой, мажется святым миром, а затем облачается в особые одежды.

Нижняя одежда — срачица — простая белого цвета. Она означает плащаницу, которой было обернуто тело Спасителя перед тем, как после распятия и смерти Его положили во гроб. Поверх нижней одежды престол оборачивается длинным шнуром, который называется вервие. Длина его сорок метров. Если храм освящал архиерей, то престол опоясывается вервием крест накрест, образуя на каждой из сторон престола кресты. Если же епископ благословляет освящать храм священнику, то престол опоясывается на одном уровне в несколько рядов в верхней части.       

Это вервие напоминает о веревке, которой был связан Спаситель, когда Его привели на неправедный суд к первосвященникам иудейским. Вервие означает также силу Божию, которая связывает и скрепляет весь мир, все творение Божие.

Мощи мучеников кладутся под престолом, потому что они уже сами святые и освящают все. Христиане имеют этот обычай с древности, когда службы совершали на могилах мучеников, превращая гробницу в престол. А потом и другие престолы стали освящать, помещая под ними частичку мощей. Это делается потому, что мученики — столпы, на которых держится Церковь, мученики — это прочное основание для нее.

Поверх срачицы престол облачается в верхнюю нарядную одежду, светлую и украшенную, обычно сшитую из парчи. Эта верхняя одежда означает великолепное царственное одеяние Сына Божия в славе Его. Так как верхней царственной одеждой престол покрывается поверх нижней, напоминающей о страшной смерти Спасителя, то это символизирует, что слава Иисуса Христа основана на Его страданиях, уничижении и смерти на Кресте, на Его спасительной жертве за людей.  

Поверх верхней одежды, которая называется индития, на престол кладется четырехугольный плат — илитон, в который заворачивается антиминс. Сверху на них кладется Евангелие.

Не всегда престолы имеют такое устройство, как описано. Иногда престолы укрепляются не на четырех столпах, а на одном, что означает единство и единственность Бога. Иногда деревянные престолы имеют боковые стенки, часто расписанные и украшенные окладами. В этих случаях престолы иногда не одеваются, потому что роспись и оклады уже оказываются одеждой.

В  некоторых  храмах  над  престолом  устраивается  киворий],  подобно  тому  как  это  было сделано  в  константинопольском  храме  Святой  Софии.  Киворий  обычно  состоит  из  четырех колонн,  или  столпов,  расположенных  по  четырем  углам  престола.  Поверх  капителей-колонн устраивается  крыша  (она  может  иметь  четырехскатную  форму).  По  древней  традиции,  под крышей  кивория  подвешивается  (или  в  центре  нижней  части  крыши  изображается)  голубь, символизирующий Святого Духа.