Что и как ребенок получает в семейных отношениях
Основы личности закладываются в первые 5 лет жизни ребенка под влиянием семейного воспитания. Именно в семье формируется эмоциональный строй человека, осваиваются язык и способы общения с другими людьми. Передавая ребенку моральные нормы и правила поведения, семья задает нравственный тон всей его жизни. В семье вырабатывается отношение к общечеловеческим ценностям, таким как честность, ответственность, справедливость, доброта, верность, великодушие, самоотверженность. В семье реализуется любовь к Богу. По сути семья – это педагогическая система, в которой осуществляется физическое, эстетическое, полоролевое, сексуальное, этнокультурное, нравственное, патриотическое и религиозное воспитание. Если родители не справляются со своими воспитательными обязанностями, то в семье создается атмосфера, неблагоприятная для полноценного развития личности ребенка. В случае сильной психической дезадаптации у человека появляется склонность к разрушительным агрессивно-враждебным устремлениям, а значит, негативная семейная обстановка может привести к выбору человеком аморального и даже опасного для него самого и для общества поведения. Поэтому воспитание каждого ребенка – важная для всего общества задача. Чем гармоничнее воспитание, тем лучшим психическим здоровьем обладают взрослеющие дети, и тем здоровее общество в целом.
Семейные отношения – это источник первичного жизненного опыта ребенка, они накладывают неизгладимый отпечаток на то, как взрослеющий человек будет воспринимать самого себя и других людей, каким будет его характер, какие личностные качества у него сформируются. Можно сказать, ребенок смотрит на мир и вырабатывает свое отношение к жизни через призму того, что происходит в его семье. Во враждебной семье ребенку будет сложно поверить в то, что в мире есть доброта, он и других людей будет вечно подозревать в чём-то нехорошем, и сам будет по малейшему поводу (и даже без оного) проявлять агрессивность. В семье эгоистов обычно взращивается циничное отношение к интересам других людей. И так далее. Ошибки семейного воспитания приводят к формированию у детей невротических расстройств, склонности к депрессиям и суицидам, способствуют их антиобщественному, противоправному поведению.
По мере взросления ребенок переосмысливает семейный опыт. С подросткового возраста воспитание постепенно перерастает в самовоспитание. Однако деформация личности, произошедшая под воздействием нездоровых семейных отношений, оказывает влияние на всю дальнейшую психическую деятельность человека. Преодолеть тревожность, страхи, зависимости, предубеждения, негативные склонности, порожденные в семье, очень сложно.
Базовое чувство безопасности (или его отсутствие) оказывает колоссальное влияние на отношения человека с другими людьми и его психическое здоровье.
Основой чувства безопасности является благополучное формирование привязанностей. Самая первая привязанность ребенка – это привязанность к матери. Потребность младенца в заботе, прикосновениях, ласке и любви проявляется с самого рождения, и многое в его дальнейшей жизни зависит от того, как мать удовлетворяет эту потребность. Многие исследования показывают, что даже отношение беременной матери к своему еще нерожденному ребенку сказывается потом на эмоциональном состоянии младенца. Ощущение материнской любви, ее готовности защищать, заботиться, даёт ребенку чувство безопасности, из которого рождается доверие к миру.
В норме младенец должен всегда ощущать присутствие матери и ее готовность покормить и успокоить его. В тех случаях, когда у ребенка нет матери, ее роль может взять на себя другой близкий человек: компенсаторные возможности детской психики велики, и если у ребенка всегда сохраняется ощущение, что он не один, не брошен, если его тревожность всегда готовы успокоить близостью, то у младенца сохраняется чувство безопасности. Но роль именно матери в удовлетворении первичных потребностей ребенка трудно переоценить. В первые недели жизни ребенка даже особый запах матери (особенно, если мать кормит малыша грудью) дает ему чувство безопасности. Поэтому специалисты по детскому развитию рекомендуют в тех случаях, когда маме необходимо отлучиться, надевать её одежду тому из близких, кто присматривает за ребенком.
Получая достаточное количество подкреплений материнской привязанности, ребенок быстро учится проводить без неё какое-то время, не испытывая излишней тревожности. Если же мать лишает ребенка своей близости, «воспитывает» его паузами в контакте, отказывает в прикосновениях, не дает достаточного эмоционального подкрепления своей любви, то у ребенка пропадает чувство защищенности. Маленький ребенок обычно проявляет это повышенной потребностью в матери, цепляется за неё, боится отпустить, нуждается в том, чтобы она всегда была в поле его зрения. По мере взросления у него может появиться отчуждение от матери как защита от травмирующего отказа в близости.
Значение самых ранних отношений ребенка с мамой чрезвычайно велико: материнская привязанность является основой всех будущих отношений. Нехватка тепла со стороны родителей (особенно матери) получила название «родительская фрустрация». Детям, выросшим в условиях родительской фрустрации, обычно сложно доверять людям и верить в свою значимость для кого-то. Многие из них с трудом допускают в свой близкий круг других людей и испытывают проблемы с установлением здорового эмоционального контакта.
Семья – это источник приобретения жизненного опыта. Во взаимодействии с близкими у ребенка закладываются модели поведения, в том числе в стрессовых ситуациях.
Семейные отношения определяют самоидентификацию и самооценку ребенка. В первые годы жизни выстраиваются личностные границы, от которых зависит, какие психологические установки будут у ребенка, например, свобода, зависимость, подчиненность, инициативность.
И даже развитие познавательного инстинкта, стремления активно взаимодействовать с миром, во многом обусловлено семьей.