Православный храм. История и традиции храмоздательства (часть 1)

1.  Ветхозаветная скиния и храм

Расцвет храмоздательства на христианском Востоке и Западе относится к периоду между IV и VIII веками. Этому,  однако,  предшествовала  долгая предыстория,  начавшаяся  в  ветхозаветные  времена  и продолжившаяся в эпоху раннехристианской Церкви (I—III вв.). У древних евреев во времена патриархов не было особых  зданий для богослужения. Этим евреи  отличались  от  языческих  народов,  в  частности  от  египтян,  у  которых  существовала широко развитая храмовая архитектура. У евреев были, однако, священные места, связанные с явлениями Бога человеку (см.: Быт 32,30). Такие места могли обозначаться памятниками в виде камня, на который возливали елей (см.:Быт.28:18—22). В местах явлений Божиих устраивались жертвенники  (см.:Быт.12:8;  26,25),  представлявшие  собой  груду  неотесанных  камней  для разжигания  костра  под  открытым  небом.  Жертвенники  устраивались  также  на новоприобретенных участках земли (см.:Быт.8:20; 33, 20).

В первый год исхода евреев из Египта под руководством Моисея, по повелению Божию, была сооружена скиния  —  переносное  святилище  (см.: Исх. 26-27).  Именно она стала центром ветхозаветного богослужения. После завоевания Ханаана скиния была поставлена в Силоме (Суд.18:31), откуда перенесена сначала в Номву (1Цар.21:1-9), а при царе Давиде в Иерусалим (2Цар.6:16; 7:1). Скиния представляла собой шатер, была покрыта кожами, имела прямоугольную форму и разделялась на две части: Святилище и Святая Святых (Исх.26:33). В Святилище находился алтарь кадильный, где воскуряли особый фимиам, составленный из различных благовоний (Исх.30:8-9), золотой семисвечник (Исх.25:31-39) и позолоченный стол из дерева ситтим с 12 хлебами предложения (Исх.25:23-30), которые менялись каждую неделю. Во Святая Святых находился ковчег Завета, название которого происходит от хранившихся в нем скрижалей Завета (Исх.25:16,21). Он представлял собой ящик из дерева ситтим (или акации), покрытый изнутри и снаружи золотыми пластинками. Верхняя часть ковчега окружалась золотым венцом. В 4 углах располагались 4 золотых кольца, в которые продевались шесты из позолоченного дерева акации для перенесения его из одного стана в другой (Числ.10:33-36). Два золотых херувима, расположенные друг напротив друга на двух концах крышки, покрывали ее своими распростертыми крыльями (Исх.25:17-22).

Святое  святых  было  отделено  от святилища завесой из голубой, пурпурной и червленой шерсти и крученого виссона, висевшей на четырех столбах (Исх.26:31-33).

Перед скинией был устроен окруженный оградой двор, где приносились жертвы и собирался народ. Во дворе находился жертвенник — алтарь для заклания жертвенных животных (Исх.27:1-5), на котором непрерывно поддерживался священный огонь. Между скинией и жертвенником во дворе стоял также медный умывальник (Исх.30:17-21), из которого священники перед входом в святилище или перед приближением к алтарю черпали воду для омовения рук и ног.

Со времени царя Соломона до вавилонского плена местом общественного богослужения был храм иерусалимский, построенный по подобию скинии и разрушенный Навуходоносором в VI в. до Р. Х. Во время вавилонского плена евреи были лишены определенного места для общественного богослужения. Но после плена таким местом вновь стал восстановленный при Ездре и Неемии иерусалимский храм.

Около 20-го года до н.э. иудейский царь Ирод Великий  начал  масштабную  реконструкцию  храма,  значительно  расширив  его  пределы.  При строительстве храма Ирода использовались  элементы  греческой классической  архитектуры — колонны,  балюстрады,  галереи,  портики.  Размер  храма Ирода значительно превышал  размеры первоначального храма Соломонова. Он был окончательно разрушен в 70 г. по Р. Х. римским императором Титом.

С  храмом  связаны  многие  события  из  жизни  Христа.  Пресвятая  Дева,  в  соответствии  с предписаниями  закона  Моисеева,  приносит Младенца  Иисуса  в  храм  (см.:Лк.2:22—39). Ежегодно  на  праздник Пасхи  родители Иисуса  посещают Иерусалим  для  участия  в  храмовом богослужении  (см.:Лк.2:41).  В  одно  из  таких  посещений двенадцатилетний  отрок  Иисус остается  в  храме, родители ищут Его и  затем находят сидящим среди учителей и спрашивающим их. На упрек Матери Иисус отвечает: «зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лк.2:42—49)?

Обычай ежегодного посещения храма в праздник Пасхи Христос сохраняет на протяжении всей  Своей  земной жизни. Великолепие  Иерусалимского  храма,  заново  отстроенного  Иродом  Великим,  восхищало учеников Спасителя. Но Иисус в ответ на восторги учеников предсказывает разрушение храма (см.:Мф.24:1—2).

В  общине  учеников  Спасителя  после  Его  смерти  и  воскресения  в  течение  некоторого времени сохранялся обычай посещать Иерусалимский храм. В Деяниях говорится, что ученики Христа каждый день единодушно пребывали в храме (Деян.2:46). Упоминается также о том, как апостолы Петр  и Иоанн шли в храм в час молитвы девятый (Деян.3:1). Впрочем, христиане посещали храм не столько для участия в иудейских религиозных  обрядах, сколько с целью проповеди иудеям о Христе (см.:Деян.5:20).

Окончательному разрыву христианской общины с Иерусалимским храмом, помимо гонений со стороны иудеев, способствовало принятие в общину бывших язычников без совершения над  ними обряда обрезания. Кроме того, христианская община довольно скоро вышла за пределы Иудеи и распространилась по другим частям римской «экумены». Наконец и сам храм был полностью разрушен в 70 году, когда в результате короткой «иудейской войны» Иерусалим захватили войска римского полководца Тита.

2.  Места для богослужения в раннехристианский период

У раннехристианской общины не сразу появились свои культовые здания. Христос совершил Тайную Вечерю в обычном жилом доме, в горнице большой, устланной, готовой (см.:Мк.14:15; Лк.22:12).  Местами  христианских  евхаристических  собраний  после  воскресения Христа также были горницы — комнаты в частных домах (см.:Деян.1:13). Преломляя по домам хлеб, христиане  «принимали  пищу  в  веселии  и  простоте  сердца»  (Деян.2:46). Этот домашний, частный, семейный характер первохристианских  евхаристических  собраний  был  далек  от торжественности храмовых богослужений после-константиновской эпохи.

В период с  I по  III век христианское богослужение нередко совершалось в катакомбах — обширных  подземельях,  вырытых  на  глубине  от  8  до  25  метров  и  служивших  местами захоронений. Катакомбы имелись во многих городах Римской империи — как на Западе, так и на  Востоке.  Катакомбы  представляли  собой  длинные  коридоры,  в  стенах  которых в мягкой вулканической породе — туфе — одно над другим высекались места для гробниц. Для молитвенного поминовения усопших в  катакомбах высекались церкви прямоугольной формы.

Наиболее известны катакомбы, расположенные в окрестностях Рима. Общая протяженность подземных коридоров, входящих в римские катакомбы, составляет несколько сотен километров; в общей сложности в катакомбах насчитывается от 600 до 800 тысяч захоронений.

Вопреки распространенному представлению катакомбные церкви не служили для христиан местом, где они могли скрываться от гонений: как правило, места расположения катакомб были слишком  хорошо  известны.  Катакомбные церкви использовались для богослужений и для поминовения усопших, в частности тех мучеников, тела которых были в них захоронены.

Гробницы мучеников нередко становились алтарями катакомбных церквей. Катакомбные церкви, а также отдельные гробницы первоначально украшались символическими изображениями, орнаментами, сюжетами из античной  мифологии; затем появились изображения Христа, Богоматери, святых, событий Священной истории.

Посещение катакомб по воскресеньям было традицией многих благочестивых христиан. Церкви  I—III веков по своему внешнему  облику  не  отличались  от  светских  построек;  архитектурные  формы христианской  базилики —  от  форм  базилики  светской. Лишь  войдя  внутрь,  можно  было — благодаря  настенным  росписям  и  предметам  литургического  обихода —  понять,  что  человек оказался  в  христианском  храме. Отдельно  строились  баптистерии —  помещения,  в  которых совершалось крещение оглашенных.