Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в архиерейском подворье в честь свт. Николая Чудотворца

Когда кажется, что зло торжествует, тогда Божия Матерь, имея этот дар — быть Матерью всего рода человеческого, встает на молитву за всех. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы свидетельствует нам о великой славе, которой увенчана Божия Матерь на небесах. В этот день Она явилась в небесной славе и люди увидели ее и возрадовались. Она держала в руках чудный покров, чтобы показать, как Она покрывает от всякого зла и защищает людей.

В этот великий день община при архиерейском подворье в честь свт. Николая, Мир Ликийских Чудотворца, как и все общины Русской Православной Церкви, празднует явление Пречистой Богоматери блаженному Андрею и его ученику Епифанию в константинопольском Влахернском храме. Накануне праздника в храме свт. Николая Чудотворца совершил всенощное бдение настоятель протоиерей Георгий Данильчук. 

Песнопения этого праздника говорят о Божией Матери, как о Покровительнице благоверных царей и всех христиан, Защитнице от стихийных бедствий и от всякого зла, Молитвеннице о христианах перед Богом, Ходатаице о спасении всех верующих: «Палата одушевленная Христова, верным же стена и покров и держава: Тобою град твой, Богомати, спасается: Твоею помощию правовернии царие венчаются: Тобою хвалящиися присно, победы на поганыя носят: покрываеши бо омофором милости Твоея» (малая вечерня, 3 стихира на «Господи воззвах»).

Канон праздника, исполняемый на утрени, посвящен преимущественно осмыслению ветхозаветных прообразов Богоматери. Пресвятая Богородица, согласно автору канона, есть «Многоименитая Дево, пророки проображена честно». Прообразами Богородицы являются священная скиния Завета (см.: Исх.26:1-30) и предметы, находившиеся в скинии: ковчег Завета (см.: Исх.25:10-22), светильник (см.: Исх.25:31-40), сосуд С манной (см.: Исх.16:33-34) и жезл Ааронов (см.: Чис.17:1-8). Другие прообразы — руно Гедеона (см.: Суд.6:36-40), гора, упоминаемая пророком Аввакумом (см.: Авв.3:3), гора, от которой без содействия рук оторвался камень-Христос (Дан.2:34), и одр Соломона (см.: Песн.3:7-10). Все эти ветхозаветные прообразы перечисляются и толкуются в тропарях и ирмосах канона.

По окончании Божественной Литургии отец Георгий напомнил прихожанам историю праздника и сказал: «Во все времена русские люди обращались за помощью к Пресвятой Богородице, когда казалось, что надеяться уже не на что. Для православных людей Покров Пресвятой Богородицы — символ чудесного избавления от всех вражеских напастей. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрой нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем». И как в далеком Царьграде просили греки когда-то Пресвятую Богородицу о помощи, так и мы в трудные минуты жизни обратимся с молитвой к нашей Заступнице и Утешительнице, прося избавить нас от всевозможных бед и напастей, принять под Свою защиту и покровительство. Будем помнить о той молитве, которую совершала Божия Матерь, преклоняя колена на церковном амвоне. Она плакала не только о той беде, которая надвигалась на Византийскую Церковь, провидя, что скоро будет почти полное ее крушение. Она плакала о грехах людей, которые молились, и может быть, даже со слезами, находясь в церкви, но которые не имели решимости вступить по-настоящему на путь Христов. Будем помнить, что Матерь Божия плачет и сегодня. Есть о чем Ей плакать. Она, находясь в славе, одновременно плачет о всех нас. И если бы не Господь, не Его долготерпение, не заступничество Божией Матери, не спаслась бы никакая плоть, говорит нам слово Божие. Зло на наших глазах стремительно разрастается, но когда мы не одними устами, а всей своей жизнью прибегаем под Покров Божией Матери и молимся: «Покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором», — совершается дивное. С праздником вас, дорогие братья и сестры!»