Память смертная – это о чем?

Па́мять сме́ртная – памятование и размышление о грядущей смерти тела, исходе из него человеческой души, последующих мытарствах и Божественном Суде, базовое покаянное чувство.

Помня о смерти, христианский подвижник не боится гибели своего тела, а заботится о своей участи в вечности, ожидая грядущего суда над своей душой (Сир.7:39). Размышляя о смертном часе, он познает бренность этого мира, всецело сосредотачивается на покаянии, ведущем к познанию своих грехов, изменению своей жизни и соединению с Богом.

Стоит ли ждать старости для покаяния

Многие люди думают, что, пока они молоды, нужно жить всласть, строить карьеру, получать максимум возможных удовольствий, при этом особо не отягощая себя исполнением заповедей Божьих, а уже к старости обратиться к Богу и принести покаяние за совершенные грехи молодости. Живи пока молодой — девиз многих.

Фактически же, будучи в расцвете сил, люди грехами своими служат дьяволу, а свои немощи и болезни на исходе жизни (если доживут) приносят Богу.

Некоторые пожилые люди даже иногда ищут монастырь, где за ними будут ухаживать. Но монастырь — это не хоспис, там нужны молитвенники и трудяги, а не мощи грешников.

К тому же, если человек за всю жизнь привык жить всласть, не радея о спасении, то к старости именно естественные немощи и болезни сделают невозможной погоню за удовольствиями, а вовсе не осознание собственной греховности.
А если и приходит такое осознание, то времени и сил на покаяние и исправление уже почти не остается. Поэтому нередко люди умирают без покаяния, во вражде с Богом.

Заботиться о посмертной участи ближних, следует до смерти их тела

Часто люди не хотят и думать о Боге, но когда кто-то из близких умрёт, они бегут в церковь и желают сделать всё правильно. Но сделать правильно уже невозможно, даже если поданы десятки поминальных записок и какой-то батюшка согласился пропеть «со святыми упокой» над трупом несчастного, уже давно отпавшего от корабля спасения — Церкви.

Что касается лежачих немощных и больных, то сосредоточить усилия для их обращения к Богу, спасения в вечности, следует до смерти их тела. Беседуйте с ними, молитесь с ними, читайте им вслух Новый Завет и другую душеполезную литературу, включайте им её аудиозаписи.

Если их душа духовно отогреется, оживёт, то сразу же приглашайте в дом (даже в реанимацию) священника для совершения таинств Елеосвящения (Соборования), Покаяния (исповеди) и Святого Причащения. Не робейте, это нормальная практика, а не что-то исключительное.

Кончина праведников

Когда преподобный Сисой Великий (https://azbyka.ru/days/sv-sisoj-velikij) (†429) лежал на смертном одре, окружавшие старца ученики увидели, что лицо его просияло. Они спросили умирающего, что он видит. Авва Сисой ответил, что он зрит святых пророков и апостолов.

Ученики спросили, с кем Преподобный беседует? Он сказал, что пришли Ангелы за его душой, а он просит их дать ему еще хоть краткое время на покаяние. “Тебе, отче, нет нужды в покаянии”, — возразили ученики. Но преподобный Сисой, по своему великому смирению, ответил: “Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего”. После этих слов лицо святого аввы просияло так, что братия не дерзали на него смотреть.

Преподобный успел сказать им, что видит Самого Господа, и святая душа его отошла в Царство Небесное.