Какую смерть считать «хорошей»? Ответы пастырей

Блаженную кончину Пречистой Божией Матери называют Успением. А какую смерть можно вообще назвать блаженной, «хорошей»? Мы задали этот вопрос пастырям, а заодно спросили их, какую именно смерть они бы хотели для себя лично.

Хорошая смерть – смерть в покаянии

Священник Димитрий Шишкин:

– Что тут скажешь?.. Все святые отцы однозначно говорят, что покаяние с принесением плодов его – это главное условие христианской жизни. Стало быть, и смерть в покаянии – это хорошая смерть, насколько вообще можно говорить о смерти в положительном тоне. Смерть ведь сама по себе несвойственна человеку, она есть проявление и следствие его грехопадения.

Итак, смерть в состоянии примирения с Богом и людьми, смерть в состоянии покаянного сокрушения и смирения сердечного – вот, наверное, та смерть, которую можно назвать хорошей. По слову Господа: «В чем застану, в том и сужу». Вообще в просительной ектении есть такие изумительные по своей полноте и глубине смысла слова:

«Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове просим».

Тут, что называется, ни прибавить, ни убавить…

Знаю людей, которые желали бы себе мученической кончины. Благоговею перед их решимостью, но признаюсь, что сам я такой решимости не имею. Думая, конечно, о своей личной смерти довольно часто, могу сказать, что мне именно хотелось бы отойти тихо и мирно, в покаянии и примирении с Богом и людьми.

Но один Господь знает во всей полноте, что именно человеку полезно для его спасения в вечности. Поэтому, каковы бы ни были мои личные представления и пожелания в отношении смерти, «последнее» слово с благоговением и доверием, свободной волею своей предоставляю Господу. Пусть будет воля Божия на мне, всеблагая и совершенная. А что еще сказать, я и не знаю.

Господи, прости всех нас. Сподоби подготовиться надлежащим образом к переходу в вечность!

Добрый человек тот, кто не пускает зло в свою душу

Протоиерей Владимир Седов:

Протоиерей Владимир Седов – Прекрасна смерть мученика и героя: они отдают свою жизнь за Бога и за други своя, и их имя остается в памяти людей, Господь явственно творит им вечную память, которой мы просим для каждого.

Можем или должны ли мы желать себе такой кончины? Церковь учит нас просить у Бога христианской, безболезненной, непостыдной, мирной. В этом ряду более-менее понятно только второе слово. Что такое «безболезненно», вроде ясно, хотя о какой болезни говорится: телесной или душевной? А «мирная»? Конечно, это не то, чтобы умереть в мирное время в постели, а не на поле брани, это о том мире, который Господь нам даровал и повелел хранить в душе, чтобы войти в вечность. Он, этот мир, и дает человеку силу на подвиг любви и к Богу, и к людям. Тогда и жизнь наша будет вся проходить пред Господом как на ладони, будет непостыдна. Ведь стыд – это когда мы что-то скрываем, когда нам есть что скрывать.

С миром в душе человек делается смиренен, он чувствует свою немощь и не мечтает о подвигах. Даже когда он их совершает, он не замечает их за собой и не приписывает себе. Он знает, что он пепел и тлен, и все доброе творит в нем Христос. Он в страшном борении выбрал земные страдания, чтобы не нарушить волю Отца Небесного. И в таком состоянии духа пребывали святые мученики, когда дерзновенно выбирали себе из предложенного мучителями орудия пыток вместо земных благ, они выбирали себе вечное блаженство со Христом и не были мазохистами. Они просто не могли, не хотели жить без Христа.

Вообще добрый человек – это не тот, кто делает много добрых дел. Злые люди могут делать, и даже с удовольствием, добрые дела, как Ирод, слушавший Иоанна. Добрый – тот, кто не делает зла, не пускает его в свою душу. Вся жизнь его христианская, и Господь посылает ему христианскую кончину. Царица Небесная, приближаясь к дню Своего блаженного успения, согласно церковному преданию, не желала видеть на мытарствах бесов, ибо они, по слову преподобного Серафима, гнусны, и Ее Божественный Сын, приняв на Свои руки Ее пречистую душу, пронес ее в небесные обители. У нас, грешных, по-другому, и в этом состоит главная наша беда: сколько мы ни делаем добрых дел, остается в душе уголок, в котором мы интересуемся бесовскими кознями, и их гнусность и смрад нас привлекают. Помоги нам, Господь, Матерь Божия, святой ангел-хранитель и все святые, избавиться от этой напасти.

Смерть – это индикатор верности духовной жизни

Священник Лев Аршакян:

– Самое главное про хорошую смерть сказано в просительной ектении:

«Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове просим».

Такая кончина желательна для каждого христианина.

  Смерть – это некий индикатор верности духовной жизни. Если духовная жизнь правильно движется, в верном направлении, то смерть становится желанной. Верная христианская жизнь уничтожает страх смерти. Так что именно такой смерти я желаю себе и стремлюсь к ней.

Такую смерть в самом высочайшем смысле обрела Божия Матерь. Ее смерть была успением. Это легкий, совершенно безболезненный переход из состояния земного, временного бытия в вечную блаженную радость. Поэтому мы все, христиане, должны это помнить и готовиться к этому самому главному дню нашей земной жизни. Когда он придет, мы не знаем, но Евангелие учит нас умирать каждый день для земных страстей и привязанностей. Также Евангелие учит нас жить каждый день как последний и не заботиться о дне завтрашнем, ибо завтрашний день сам позаботится о себе. Следует помнить притчу о безумном богаче, который стяжал огромное имение и радовался, что будет есть, пить и веселиться, но вдруг услышал: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк.12:20–21).

Верное отношение к смерти – это избавление от страстных привязанностей к чему-либо или кому-либо земному, полная свобода и радость встречи с Богом в легком и безболезненном переходе в вечность.

«Умереть – не зло, зло – умереть плохо»

Священник Валерий Духанин:

Священник Валерий Духанин – Как говорил святой Иоанн Златоуст, «умереть – не зло, зло – умереть плохо». А что значит «плохо»? Плохо – это когда ты сам по своей душе плохой: злой, эгоистичный, пропитанный страстями. И если умрешь таким, то окажешься там, где злые, эгоистичные, порочные, то есть в аду.

Хорошая смерть – это смерть с чистой совестью. Хорошая смерть – с очищенной душой, с радостью освободившегося сердца. Такое иногда бывает, Господь подает, например, после искренней исповеди, так что на душе настолько легко, хоть расставайся с телом. Словно ты в преддверии Рая.

Думаю, что смерть хороша только тогда, когда ты к ней по-христиански приготовлен, а не когда она застала тебя, словно разбойника на месте преступления. И если ты не терял для вечности свою земную жизнь, то и земная смерть – лишь шаг к этой вечности.

Какой бы смерти я хотел для себя? Четно говоря, хотелось бы еще пожить, чтобы послужить Богу, Церкви, людям. Жизнь нам дана не ради самих себя, а чтобы приносить какую-то пользу. И потому хотелось бы встретить смерть после трудов служения Богу, а не уподобиться срезанным скороспелым плодам.

Но все же Богу виднее, кого в какой срок призвать. Пусть Господь Сам устроит каждому такую земную кончину, которая ему на пользу. Наша задача – освобождать душу от груза греховного, от всего, что влечет душу в ад. И стараться созидать то, к чему каждый в своей жизни призван. А остальное Господь Сам управит.

По материалам: